Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2010 года г.Ангарск Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Сергеенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3991-10 по иску Зинова Е. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконными решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Зинов Е.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указав, что 12 января 20** года он обратился в УПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как его стаж в поисково-спасательных формированиях в то время составил 15 лет 2 месяца 24 дня. Решением № 10 от 05 февраля 2010 года УПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости. Причиной отказа стало невключение в его стаж работы периода работы с 16.11.20**г. по 31.12.20**г. в должности заместителя *** по поисково-спасательной работе ФГУ Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России по причине, что данная должность не предусмотрена в Перечне должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данное решение считает незаконным. В указанный период работы его условия труда регулировались «Федеральным Законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Положением о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом МЧС № 32 от 28.01.2002г., должностной инструкцией, утвержденной начальником БПСО. Согласно вышеперечисленным документам его условия труда тождественны условиям труда должностей как «спасателя» так и «Начальника поисково-спасательного подразделения», которые присутствуют в Перечне должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций. С 19** года он является аттестованным спасателем и непосредственно участвовал в поисково-спасательных работах и ликвидации ЧС, в том числе в период с 16.11.20**г по 31.12.20**г., за указанный период два раза проходил аттестацию. Просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) по АМО в Иркутской области № 10 от 05.02.20**г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 16.1.20**г. по 31.12.20**г. в должности заместителя *** по поисково-спасательным работам ФГУ Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России и назначить пенсию с даты обращения. Представитель Управления пенсионного фонда РФ в АМО Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, в письменных возражениях на иск Зинова Е.В. указала, что Управление ПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области рассмотрело представленные Зиновым Е.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по пп.16 п.1 ст.27 (по ранее действовавшему законодательству пп.7 ч.1 ст.28) Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» документы: заявление о назначении пенсии, книжка спасателя, справка о стаже на соответствующих видах работ, трудовая книжка, архивная справка, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии не включены период работы с 16.11.20**г. по 12.01.20**г. в качестве зам.*** по поисково-спасательным работам ФГУ Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС РФ, так как указанная должность не предусмотрена перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001г. № 702. Стаж на соответствующих видах работ составил 12 лет 1 месяц 9 дней при требуемом не менее 15 лет, в связи с чем решением № 10 от 05.02.20**г. Зинову Е.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании Зинов Е.В. иск поддержал в полном объеме. Представитель УПФ РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности с полным объемом прав, иск не признала, поддержала доводы, приведенные в письменных возражениях. Также представитель ответчика Ганюшкина С.Ю. пояснила, что при включении в льготный стаж спорного периода работы истца с 16.11.20**г. по 31.12.20**г., специальный стаж истца на момент обращения 12 января 20** года превысит 15 лет. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Установлено, что Зинов Е.В. 12.01.20**г. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области с заявлением о досрочном установлении трудовой пенсии по старости с учетом педагогической деятельности в соответствии с пп.5 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент обращения или пп.16 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в действующей редакции. Решением № 10 от 05 февраля 2010 года УПФ РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области ему отказано в назначении трудовой пенсии по старости так как не зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, периода работы с 16.11.20**г. по 31.12.1008г. в качестве заместителя *** по поисково-спасательным работам ФГУ Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС РФ, так как указанная должность не предусмотрена Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001г. № 702. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о незаконности данного решения. Согласно ст. 27 ч.1 п.16 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в действующей редакции и пп.7 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» в редакции, действовавшей на момент обращения Зинова Е.В. за назначением пенсии, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", (утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702 предусмотрены должности начальника поисково-спасательного подразделения, спасателя, спасателя 1. 2, 3 классов, спасателя международного класса. Установлено, что Зинов Е.В. принят в ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд» МЧС России 01.01.2002г. спасателем 1 класса. 16 ноября 20** года переведен на должность заместителя *** по поисково-спасательным работам, в указанной должности Зинов Е.В. работал до 14.07.20**г. В соответствии с положением о Никольском поисково-спасательном подразделении поисково-спасательной службы Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, Никольское поисково-спасательное подразделение является структурным подразделением ПСС Байкальского ПСО МЧС России и входит в состав сил постоянной готовности федерального уровня, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными задачами подразделения являются организация проведение поисково-спасательных и аварийных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поиск и спасение, оказание первой медицинской и другой необходимой помощи людям, терпящим бедствие. Спасение материальных и культурных ценностей, защита природной среды в зоне ЧС, а так же локализация и доведение до минимума возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для ЧС. Штатное расписание Никольского поисково-спасательного подразделения предусматривает должности начальника подразделения, заместителя начальника подразделения, спасателя м/к, спасателей 1 и 2 класса. В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника Никольского поисково-спасательного подразделения по поисково-спасательным работам, заместитель начальника НПСП по ПСР обязан осуществлять руководство работой подразделения, находится в постоянной готовности к действиям по предназначению ПСП и поддерживать высокий уровень готовности подразделения к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, в зоне ответственности отряда, на территории страны и за рубежом; участвовать и осуществлять руководство поисково-спасательными работами и работами по ликвидации ЧС; соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ, вести поиск пострадавших, принимать меры к их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи; при выполнении работ по предназначению в качестве участника руководствоваться должностной инструкцией спасателя соответствующей своей квалификации. Должностная инструкция спасателя 1 класса Никольского ПСП так же содержит такие обязанности, как непосредственное участие в поисково-спасательных работах, аварийно-спасательные работы по ликвидации ЧС, природного и техногенного характера, вести поиск пострадавших, принимать меры к их спасению и т.д. Из книжки спасателя и выписки из протокола № 3 заседания региональной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Сибирского региона от 10 июля 20** года следует, что Зинову Е.В. присвоена квалификация 1 класса в 20** году, решением аттестационной комиссии от 10.07.20** года подтверждена квалификация спасателя 1 класса. Из указанных должностных инструкций заместителя *** по поисково-спасательным работам и спасателя 1 класса следует, что в должностные обязанности аттестованного на квалификацию «спасатель» входит непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который руководствуется при этом инструкцией спасателя независимо от занимаемой им должности в Никольском поисково-спасательном подразделении ФГУ Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России. В период с 16.11.20**г. по 31.12.20**г. Зинов Е.В. принимал участие в 30 поисково-спасательных работах, для выполнения которых необходима квалификация спасателя. Постановлением Правительства РФ от11.07.2002г. № 516 предусмотрена возможность установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению его конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, истица на день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости имела стаж на соответствующих видах работ 15 лет с учетом периода работы, который суд признал необходимым включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Зинов Е.В. достиг возраста 40 лет 26.05.20** года. Таким образом, Зинов Е.В. имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 7 пункта 1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в редакции, действовавшей на день обращения с заявлением о назначении пенсии со дня обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть с 12 января 20** года, а решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области за № 10 от 05 февраля 20** года об отказе Зинову Е. В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.7 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (спп.16 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ в действующей редакции) является незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Зинова Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить. Признать незаконным решение № 10 от 05 февраля 20** года Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в части не включения в стаж, дающий Зинову Е. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, постоянно работавшему спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, периода работы с 16 ноября 20** года по 31 декабря 20** года в должности заместителя *** по поисково-спасательным работам ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд». Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» включить Зинову Е. В. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, постоянно работавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, периода работы с 16 ноября 20** года по 31 декабря 20** года в должности заместителя *** по поисково-спасательным работам ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд». Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Зинову Е. В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 12 января 20** года. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 20 декабря 2010 года. Судья: С.С. Тройнина