оспаривание отказа в назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Губаревич И.И., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакировой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шакирова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований Шакирова Т.В. указала, что около 25 лет она осуществляет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей. 15 марта 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ** Своим решением от ** ответчик отказал ей в назначении пенсии на льготных условиях. Основанием для принятия указанного решения явился отказ ответчика зачесть в суммарную продолжительность педагогического стажа периоды ее работы с ** по ** (11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя в детском комбинате «Золотой ключик» в совхозе «Ленинский» Куйтунского района Иркутской области; с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности воспитателя детского учреждения ; с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности воспитателя детского учреждения города Ангарска. Отказ ответчика мотивирован тем, что указанные учреждения не предусмотрены Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067; Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001г. №781. Она считает, что решение ответчика в части незачета оспариваемых периодов ее работы является незаконным, так как в указанные периоды она работала в должности воспитателя в учреждениях, которые реализовали основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей. В связи с чем, истица просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области № 32 от 24 марта 2011 года в части незачета периодов ее работы с 25 сентября 1991 года по 7 сентября 1992 года (11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя в детском комбинате «Золотой ключик» в совхозе «Ленинский» Куйтунского района Иркутской области; с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности воспитателя детского учреждения ; с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности воспитателя детского учреждения города Ангарска, в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика зачесть указанные периоды в стаж, на соответствующих видах работ.

В судебном заседании истица Шакирова Т.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Шишков А.В., действующий на основании доверенности от 28 декабря 2010 года, исковые требования Шакировой Т.В. не признал, пояснив, что решение ответчика является законным и обоснованным, так как учреждения, в которых работала истица Шакирова Т.В. в указанные периоды, не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 годов. В связи с чем, в стаж на соответствующих видах работ истице Шакировой Т.В. не включено 7 лет 2 месяца 18 дней. Стаж на соответствующих видах работ у Шакировой Т.В. составил 17 лет 4 месяца 26 дней при требуемом 25 лет.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы Шакирова Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ** в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ** № 173-ФЗ обратилась Шакирова Т.В., предоставив документы, подтверждающие право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Решением от ** Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании ... отказано Шакирова Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ** № 173-ФЗ.

Согласно оспариваемому решению ответчиком не зачтены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы Шакирова Т.В. с ** по ** (11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя в детском комбинате «Золотой ключик» в совхозе «Ленинский» ...; с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности воспитателя детского учреждения ; с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности воспитателя детского учреждения ..., всего 7 лет 2 месяца 18 дней, так как учреждения, в которых работала истица в указанные периоды, не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 годов.

Факт работы истицы Шакировой Т.В. в указанные периоды подтверждается ее трудовой книжки.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет, независимо от возраста.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 указанного закона (в ранее действовавшей редакции) Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, включают наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – воспитатель.

Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Согласно ст.12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.

Все виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого-либо исключения, перечисленные в типовых положениях, и названы в Списках 1991, 1999, 2002 годов.

Из архивных справок № С-174 и № С-174/2 от 4 мая 2011 года, выданных архивным отделом администрации муниципального образования Куйтунский район Иркутской области, следует, что в документах совхоза «Ленинский» имеются приказ № 145-к от 21.10.1991 года о принятии Шакирову Т.В. воспитателем на подмену с 25 сентября 1991 года и приказ № 124-к от 07.09.1992 года об увольнении воспитателя детского комбината Шакирову Т.В. с 07.09.1992 года, документы совхоза «Ленинский», а именно, тарификационные списки и устав детского комбината «Золотой ключик» в архивный отдел на хранение не передавались.

Согласно исторической справке по детскому учреждению № 80, выданной Управлением образования администрации Ангарского муниципального образования, детское учреждение № 80 относилось к ведомству Ангарского электромеханического завода. На основании решения малого Совета городского Совета народных депутатов за № 315 от 03.11.1992г. детское учреждение № 80 передано в отдел дошкольного воспитания администрации города Ангарска. Постановлением мэра № 1746 от 25.08.1993г. учреждению присвоен статус муниципального образовательного дошкольного учреждения № 80. Согласно Уставу учреждения за 1993 год дошкольное учреждение № 80 является муниципальным образовательным учреждением общеразвивающего вида, целью которого является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

Согласно справке от **, выданной заведующей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », учреждение с ** по ** являлось муниципальным образовательным дошкольным учреждением , с ** по ** – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида », с ** – муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида . Из уставов учреждения за 1993 год и 2000 год следует, что они являются учреждениями дошкольного образования. Целью их создания являлось воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вышеуказанные образовательные дошкольные учреждения полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 ст.18 Федерального закона «Об образовании».

Доказательств, опровергающих данный вывод суда о том, что указанные образовательные дошкольные учреждения не относятся к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в Списках 1991, 1999, 2002 годов ответчиком суду не представлено.

Тот факт, что в наименовании указанных учреждений в определенный период времени не содержалось понятия «Детский сад», не может служить основанием, для отказа включить вышеуказанные периоды работы истице в стаж для назначения ей пенсии за выслугу лет.

Вывод суда соответствует требованиям ст. 19 Конституции РФ, которой гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, периоды работы истицы в детском учреждении в должности воспитателя с ** по **, с ** по **, с ** по **, со ** по ** в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 92» в должности воспитателя зачтены в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Таким образом, период работы истицы Шакировой Т.В. с ** по ** (11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя в ...; с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности воспитателя ; с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности воспитателя , всего 7 лет 2 месяца 18 дней, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Поскольку суммарная продолжительность педагогической деятельности Шакировой Т.В. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 15 марта 2011 года и на момент рассмотрения спора составила менее 25 лет, то у ответчика не возникает обязанности назначить истице досрочную пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шакировой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** в части незачета периодов работы Шакировой Т.В.:

- с ** по ** (11 месяцев 13 дней) в должности

- с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности воспитателя детского учреждения № 80 города Ангарска;

- с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности ,

в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области зачесть периоды работы Шакировой Т.В.:

- с ** по ** (11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя ;

- с ** по ** (1 месяц 19 дней) в должности ;

- с ** по **, с ** по **, с ** по ** (6 лет 1 месяц 16 дней) в должности ...,

в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, то есть **.

Судья - И.И.Губаревич