О признании незеконными действий жилищной компании



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Губаревич И.И., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3410-11 по иску Ангарской городской общественной организации по защите прав потребителей «Ангарское объединение потребителей» в защиту прав и законных интересов Чурахиной Л. П. к обществу с ограниченной ответственностью «Агата Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном постановлением главы города Ангарска от 25 декабря 2009 года № 1926-г, 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м.,

У С Т А Н О В И Л:

Ангарская городская общественная организация по защите прав потребителей «Ангарское объединение потребителей» обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов Чурахиной Л.П. к ООО «Агата Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном постановлением главы города Ангарска от 25 декабря 2009 года № 1926-г, 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м.

В обоснование исковых требований истец указал, что ООО «Агата Плюс» оказывает услуги по управлению многоквартирным домом по адресу: город Ангарск, ***, а собственники помещений оплачивают эти услуги исходя из занимаемой общей площади по установленным ценам. Руководствуясь п.7 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений провели общее собрание путем заочного голосования по вопросу установления квартирной платы, итого которого отражены в протоколе подсчета голосов общего собрания от 24 апреля 2010 года. Собственниками установлена квартирная плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 7 рублей 06 копеек. О проведении собрания ООО «Агата Плюс» было извещено 8 апреля 2011 года. Протокол собрания был вручен ответчику 20 мая 2011 года. С 1 июля 2010 года ООО «Агата Плюс» в нарушение п.7 ст.156, п.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ начало выставлять собственникам помещений счета на оплату за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м., тем самым, нарушив их права и законные интересы. Так, в частности, собственнику помещения Чурахиной Л.П. с июля 2010 года квартирная плата начисляется из расчета 11 рублей 12 копеек.

В судебном заседании представитель Ангарской городской общественной организации по защите прав потребителей «Ангарское объединение потребителей» Дмитриев И.А., действующий на основании доверенности от 4 октября 2010 года, исковые требования поддержал, пояснив по существу требований, что собственники помещений в многоквартирной доме, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, сами установили размер оплаты за содержание и ремонт жилых помещений по 7 рублей 06 копеек. Данное решение никем не отменено. Ответчик в нарушение закона, п.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, постановления главы города Ангарска № 1926-г не выполняет решение собственников, начисляя плату из расчете 11 рублей 12 копеек, навязывает собственникам свой размер оплаты, не представляет доказательства, что невозможно осуществлять обслуживание жилого дома, исходя и расчета 7 рублей 07 копеек за 1 кв.м. Решение собственников является обязательным для исполнения обслуживающей организацией, однако, ответчик не исполняет его. Пункт 7 ст.156 Жилищного кодекса РФ, который устанавливает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, является императивной нормой. Принятие собственниками решения об установлении размера платы в одностороннем порядке изменяет договор с обслуживающей организацией в части оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Договором указанное право собственников не может быть ограниченно. ООО «Агата Плюс» не вправе навязывать собственникам помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, перечень услуг и работ по обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Взимание платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном органами местного самоуправления, является незаконным, так как противоречит Жилищному кодексу РФ. Установление платы Жилищным кодексом РФ не ставится в зависимость от Перечня работ и услуг. Ответчик фактически в одностороннем порядке изменил плату. Ранее за эту же плату вывозили мусор и обслуживали внутридомовое газовое оборудование. Размер платы 7 рублей 06 копеек включает тариф за вывод ТБО без определения конкретного размера. Плата за обслуживание ВДГО не ходила ранее в тариф.

Представитель истца Кокоянин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по существу иска дал аналогичные пояснения, также пояснил, что при отсутствии перечня договор на обслуживание является незаключенным. Ответчик вообще не вправе начислять какую-либо плату.

Истица Чурахина Л.П. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Солодкова И.Н., действующая на основании доверенности от 19 июля 2011 года, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что в 2010 году собственниками помещений многоквартирного жилого дома был утвержден тариф за содержание и ремонт помещений в размере 7 рублей 06 копеек, который действовал ранее, так как, по мнению собственников, этого достаточно для содержание жилого дома в надлежащем состоянии. Перечень работ и услуг не утверждался. В указанную плату входит также оплата за вывоз твердых бытовых отходов. Ей неизвестно на основании чего их дом обслуживает ООО «Агата Плюс». Истица более сорока лет в жилом доме № 9 квартала 89. В настоящее время истица производит оплату за содержание и ремонт помещения из расчета 11 рублей 12 копеек.

Представитель ответчика ООО «Агата Плюс» Абрамович Г.Е., действующий на основании доверенности от 17 января 2011 года, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснив, что ООО «Агата Плюс» осуществляет деятельность по обслуживанию многоквартирного жилого дома * квартала ** города Ангарска на основании договора оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома от 14 января 2006 года, заключенного во исполнение решения общего собрания собственников дома ** квартала ** от 14 января 2006 года, избравших в качестве способа управления домом непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п.3.2 договора плата за содержание и ремонт производилась по ставкам и тарифам, установленным администрацией города Ангарска, так как собственники своим решением ставки и тарифы не установили. 29 октября 2008 года был установлен тариф 7 рублей 06 копеек, который не содержал расходы на вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание внутридомового газового оборудования. 20 декабря 2009 года прокурором города Ангарска было вынесено представление, так как указанные расходы должны были включаться в состав квартплаты. В связи с чем, 25 декабря 2009 года постановлением мэра города Ангарска для домов категории, к которой относится жилой дом ** в ** квартале был установлен тариф 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м. Плата за содержание и ремонт жилья на 2010 года в размере 7 рублей 06 копеек за 1 кв.м. установлена собственниками без применения экономического обоснования ставки за содержание и текущий ремонт по договору. Собственниками в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не были определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения. Плата установлена собственниками в размере, несоразмерном необходимому объему работ по содержанию и ремонту дома. Установленный собранием собственников размер оплаты за содержание и ремонт не обеспечивает финансовой возможности содержать дом в состоянии комфортном и безопасном для проживания. Собственники не смогли обосновать размер платы за содержание помещений в жилом доме, оставив тариф на уровне 2009 года в размере 7 рублей 06 копеек. Между тем, указанный тариф не включал в себя плату за вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание внутридомового газового оборудования. По инициативе собственника помещений в жилом доме ДУМИ администрации города Ангарска 30 марта 2010 года для установления платы за обслуживания помещений в жилом доме было созвано общее собрание, которое не состоялось в связи с отсутствие кворума. 24 апреля 2010 года собственники приняли решение установить тариф на обслуживание помещений в жилом доме на уровне 2009 года, однако собственники не определили перечень работ и услуг. Собственники не учли расходы на вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание внутридомового газового оборудования. Поскольку собственники до настоящего времени не представили расчет платы за обслуживание жилого дома, то ответчиком за основу был взят тариф, установленный мэром города Ангарска, 11 рублей 12 копеек. Этот тариф экономически обоснован, составлен на основе перечня работ и услуг, установленных законом. Решение собственников помещений жилого дома не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 491, ст.156 ч.1 Жилищного кодекса РФ. Содержание дома по необоснованно заниженному тарифу приведет к ухудшению технического состояния дома и возникновению аварийных ситуаций. Действия ответчика по начислениям оплаты за содержание и текущий ремонт полностью законны и обоснованны. Собственники применили тариф формально без учета расходов. При отсутствии перечня непонятно как должен исполнять договор по оказанию услуг по тарифу 7 рублей 06 копеек.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Чурахина Л.П. является собственником жилого помещения по адресу: город Ангарск, ***, в размере 1/3 доли на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 4 ноября 20** года. Право собственности Чурахинаой Л.П. на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке 25 марта 20** года.

Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользование указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.

Одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Судом установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № ** квартала ** города Ангарска в соответствии с протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 14 января 2006 года был утвержден способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Этим же решением ООО «Агата Плюс»» утверждено в качестве лица, имеющего право действовать от имени собственников помещений в отношениях с третьими лицами.

Между ООО «Агата Плюс» и собственниками помещений в многоквартирном доме ** квартал ** города Ангарска 14 января 2006 года на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 14 января 2006 года, заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Порядок подписания договора, срок его действия, дополнение и изменение определены разделами № 6 и 7 договора.

Согласно разделу 6 договора указанный договор заключался сроком на один год и действовал с 14 января 2006 года по 14 января 2007 года. В случае, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания действия договора в письменном виде не уведомит другую сторону о своим намерении расторгнуть договор, его действие считается пролонгированным (продленным) на три года на тех же условиях. Указанное правило о продлении договора может применяться неограниченное количество раз. После 14 января 2007 года стороны не расторгли договор, не расторгли стороны указанный договор и после 14 января 2010 года. Таким образом, срок действия договор продлен до 14 января 2013 года.

Согласно п.3.2 указанного договора плата за содержание и ремонт жилого помещения (оплата за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома) производится по ставкам и тарифам, установленным решением общего собрания, а в случае неимения такового по ставкам и тарифам, установленным администрацией города Ангарского муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется объемом этих работ.

Судом установлено, что с момента заключения договора, то есть с 14 января 2006 года, в соответствии с его условиями плата за содержание и ремонт помещений в жилом доме определялась по ставкам и тарифам, установленным органами местного самоуправления, так как собственниками решение об установлении платы за содержание и ремонт помещений в жилом доме не принималось.

В связи с тем, что постановлением главы города Ангарска № 1926-г от 25 декабря 2009 года на 2010 год установлены ставки и тарифы по оплате за содержание и ремонт жилья, взимаемых с нанимателя жилого помещения по договору социального найма, для нанимателей домов той категории, к которой относится дом 9 квартала **, на 2010 год был установлен тариф 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м., включающий необходимый перечень и периодичность работ, а также затраты на вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание внутридомового газового оборудования.

24 апреля 2010 года по инициативе собственника Мазуровой Н.М. было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома ** квартала ** в форме заочного голосования с разрешением вопроса определения размера оплаты за услуги по содержанию (в том числе внутридомовых инженерных сетей, вывоз твердых бытовых отходов) и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2010-2011 годы.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что размер платы за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, установленный собственниками 24 апреля 2010 года, определен без экономического обоснования ставки за содержание и текущий ремонт по договору оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. В нарушение п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственниками не были определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, что также противоречит п.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В соответствии с п.16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от способа управления обеспечивается собственниками помещений при непосредственном управлении в соответствии со ст.164 Жилищного кодекса РФ путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества.

В силу п.28 Правил собственники обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с п.29 Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 15 октября 2003 года за № 1576 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими компаниями. В указанном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с обслуживающей организацией.

Государство, исходя баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами обслуживающих организаций.

В данном случае обслуживающая организация ООО «Агата Плюс» выступает как специализированная коммерческая организация, осуществляющая техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является ее предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг, в том числе текущего и капитального характера, будет вызвано обстоятельствами, которые обслуживающая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Доводы представителей ответчика о том, что собственниками помещений перечень работ и услуг не утверждался, что свидетельствует о том, что договор на обслуживание фактически не заключался, являются не состоятельными, так как из п.1.2 договора оказания услуг от 14 января 2006 года следует, что при отсутствии перечня, утвержденного собственниками, виды и объемы оказываемых услуг и работ определяются в соответствии со сметами, составляемыми обслуживающей организацией, исходя из необходимых фактических затрат. Из пояснений представителя ответчика следует, что обслуживание многоквартирного дома № ** квартала ** осуществляется в соответствии с необходимым перечнем работ и их периодичностью, на основании которого установлен тариф главой города Ангарска.

Таким образом, собственниками многоквартирного жилого дома № ** квартала ** города Ангарска плата за содержание и ремонт жилого помещения была установлена с нарушением действующего законодательства без утверждения перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Муниципальный тариф в размере 7 рублей 06 копеек, установленный 29 октября 2008 года, и оставленный собственниками на 2010 год, не содержит расходов за вывоз твердых бытовых отходов и содержание внутридомового газового оборудования, что противоречит действующему законодательству. Поскольку собственниками не было принято решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства, то ответчик, руководствуясь п.3.2 договора, обоснованно производит начисление оплаты в размере, установленном органом местного самоуправления. Для домов той категории, к которой относится дом ** квартала **, постановлением главы города Ангарска № 1926-г от 25 декабря 2009 года на 2010 год был установлен тариф за содержание и ремонт жилого помещения 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м., включающий затраты на вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание внутридомового газового оборудования.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца. Кроме того, требование о взыскании указанных расходов представителем истца в судебном заседании не поддержано, допустимые доказательства, подтверждающие указанные расходы, суду не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ангарской городской общественной организации по защите прав потребителей «Ангарское объединение потребителей» в защиту прав и законных интересов Чурахиной Л. П. к обществу с ограниченной ответственностью «Агата Плюс» о признании незаконными действий по начислению с 1 июля 2010 года платы за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: город Ангарск, ***, в размере, установленном постановлением главы города Ангарска от 25 декабря 2009 года № 1926-г, 11 рублей 12 копеек за 1 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 27 июля 2011 года.

Судья - И.И.Губаревич