о признании незаконными действий администрации Мегетского муниципального образования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре Е. Ю. Распопиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ангарска о признании незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав граждан жителей Мегетского муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ангарска обратился в суд с заявлением, указывая, что прокуратурой города Ангарска по результатам проверки исполнения требований бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной службе установлено, что администрацией Мегетского МО с ФИО2 заключены договоры от **, от ** Положения пункта 1.1. указанных договоров являются идентичными. В соответствии с п. 1.1 договоров администрация Мегетского МО (заказчик) поручает – выдает задание, а ФИО2 (подрядчик) принимает на себя обязанность выполнить по заданию заказчика в период действия договора следующую работу:

1.проведение обследование земельных участков ММО, находящихся в распоряжении граждан и организаций на любых законных основаниях, с составлением соответствующих актов обследования на предмет:

-наличия и соответствия требованиям действующего законодательства правоустанавливающих документов на земельный участок;

-соблюдения требований использования земель;

-соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;

-своевременного и качественного выполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

-состояния земельных участков;

- использования земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием

-выполнения договорных обязательств по использованию земельного участка;

-наличия и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

-выполнения иных требований законодательства по вопросам использования и охраны земель.

2. ведение единого сводного реестра в электронной версии и на бумажном носителе по земельным участкам, находящимся в распоряжении граждан и организаций.

Срок договора от ** установлен с ** до **, срок договора от ** установлен с ** по ** Данные договоры заключены с нарушением требований закона, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности передавать исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на основании гражданско-правового договора физическим лицам. Согласно письменным пояснениям главы администрации ММО заключение гражданско-правового договора по выполнению указанных работ вызвано отсутствием специалистов в администрации ММО по осуществлению земельного контроля. Просит признать незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, выразившиеся в передаче полномочий администрации Мегетского муниципального образования по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу на основании гражданско-правовых договоров от **, г. от ** Обязать администрацию Мегетского муниципального образования устранить нарушения прав граждан – жителей Мегетского МО, запретив заключать гражданско-правовые договоры, которые предусматривают передачу полномочий органа местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу.

Представитель заявителя помощник прокурора города Ангарска Румянцева А. А., действующая на основании прав по должности, доводы заявления поддержала.

Представитель заинтересованного лица администрации Мегетского муниципального образования и.о. главы администрации Мегетского муниципального образования Тюндерева О. В., действующая на основании прав по должности, с заявленными требованиями не согласилась, дала пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях указала, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа. Размещение муниципального заказа органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Договор гражданско - правового характера на оказание услуг для нужд администрации Мегетского муниципального образования был заключен с гр. ФИО2 на сумму не превышающую установленную ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Согласно ФЗ № 94-ФЗ требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы) не допускаются. Таким образом, договоры, заключенные с гр. ФИО2 с администрацией Мегетского муниципального образования были заключены на основании указанных выше ФЗ и не подразумевали под собой переход исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения к физическому лицу, а предусматривал лишь сбор и систематизацию информации по земельным участкам, находящимся на территории Мегетского муниципального образования. Вся собранная по таким договорам информация была необходима для выполнения полномочий специалистами отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Мегетского муниципального образования для осуществления действия по выдаче предписаний либо направления информации в Комитет по управлению муниципальным имуществом Ангарского муниципального образования для принятия соответствующих решения. Считает, что в действиях администрации Мегетского муниципального образования отсутствуют нарушения, выразившиеся в передаче полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу на основании гражданско- правовых договоров.

Представитель заинтересованного лица Тюндерева О. В. также пояснила, что сводный реестр на сегодняшний день составлен в полном объеме, его ведет специалист отдела по управлению муниципальным имуществом, ФИО2 поручалось составлять единый реестр. В настоящее время договор с ФИО2 прекращен в связи с истечением срока его действия, новых договоров не заключалось. Проведение работ поручалось ФИО2 в связи с нехваткой специалистов в отделе управления муниципальным имуществом. Без сводного реестра невозможно осуществлять контроль. У ФИО2 на момент заключения размещения заказа было неоконченное высшее образование. На основании представленных ФИО2 данных, администрация Мегетского муниципального образования принимала меры по привлечению к административной ответственности нарушителей земельного законодательства.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования прокурора города Ангарска подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что администрацией Мегетского муниципального образования заключены договоры с ФИО3 за № г. от **, 16/2011 от **

Пунктом 1.1. указанных договоров предусмотрено, что администрацией Мегетского муниципального образования поручает, а ФИО2 принимает на себя обязанность выполнить по заданию заказчика в период действия договора следующую работу: 1.проведение обследование земельных участков ММО, находящихся в распоряжении граждан и организаций на любых законных основаниях, с составлением соответствующих актов обследования на предмет:

наличия и соответствия требованиям действующего законодательства правоустанавливающих документов на земельный участок;

соблюдения требований использования земель,

соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;

своевременного и качественного выполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

-состояния земельных участков,

- использования земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием

выполнения договорных обязательств по использованию земельного участка

наличия и сохранности межевых знаков границ земельных участков

выполнения иных требований законодательства по вопросам использования и охраны земель.

2. ведение единого сводного реестра в электронной версии и на бумажном носителе по земельным участкам, находящимся в распоряжении граждан и организаций.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 37 Устава Мегетского МО к полномочиям администрации Мегетского МО относится обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Мегетского МО.

В соответствии с ч. 3 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.

При этом органы местного самоуправления вправе привлекать граждан на добровольной основе для выполнения только социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения, которые не требуют профессиональной подготовки (ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. ст. 2, 6 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления осуществляется за счет выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Действующее законодательство не предусматривает возможности передавать исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на основании гражданско-правового договора физическим лицам.

Кроме того, в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 года № ММ/0644 « О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля», указано, что в соответствии со статьей 71 ЗК РФ, Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833, Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, государственный земельный контроль на территории субъекта Российской Федерации осуществляет Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту РФ. Муниципальные инспектора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Управлением, органами исполнительной власти, организациями и общественными объединениями, а также гражданами. Муниципальные инспектора на территории муниципального образования осуществляют контроль за:

а) соблюдением требований по использованию земель;

б) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

в) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;

г) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

д) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;

е) использованием земельных участков по целевому назначению;

ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

з) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и употребления;

и) исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;

к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

л) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Муниципальные инспектора имеют право:

а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства (далее - Акт) с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.

В разделе «используемые понятия» письма № ММ/0644 предусмотрено, что муниципальный земельный контроль – это осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля лицо (далее - муниципальный инспектор) – это должностное лицо, специалист органа муниципального земельного контроля, осуществляющий муниципальный земельный контроль.

Анализ изложенного, позволяет суду сделать вывод о том, что муниципальный земельный контроль должен осуществляться непосредственно должностным лицом муниципального образования.

Суду не представлено доказательств о том, что ФИО2 является муниципальным служащим, должностным лицом Мегетского муниципального образования, представитель Мегетского муниципального образования пояснила, что с ФИО2 заключен договор как с физическим лицом.

Суд не может согласиться с доводами Мегетского муниципального образования в части, что заключая договор с ФИО2, не подразумевали перехода исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения к физическому лицу, а предусматривали лишь сбор и систематизацию информации по земельным участкам, находящимся на территории Мегетского муниципального образования, поскольку анализ объема работ, порученных ФИО2, и объема работ, проведение которых должно быть произведено муниципальными инспекторами, следует, что ФИО2 передан непосредственно полный перечень работ, выполняемых муниципальным инспектором.

Из представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности передачи полномочий администрации Мегетского муниципального образования физическому лицу по осуществлению муниципального земельного контроля и о правомерности заявленных требований прокурором города Ангарска о признании действий администрации Мегетского муниципального образования, выразившиеся в передаче полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Ангарска о признании незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав граждан жителей Муниципального Мегетского образования удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, выразившиеся в передаче полномочий администрации Мегетского муниципального образования по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу на основании гражданско - правовых договоров от **, от **.

Обязать администрацию Мегетского муниципального образования устранить нарушения прав граждан – жителей Мегетского муниципального образования, запретив заключать гражданско-правовые договоры, которые предусматривают передачу полномочий органа местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течении десяти дней с даты составления мотивированного текста решения, то есть с 05 августа 2011 года.

Судья

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре Е. Ю. Распопиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ангарска о признании незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав граждан жителей Мегетского муниципального образования,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Ангарска о признании незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, возложении обязанности устранить нарушения прав граждан жителей Муниципального Мегетского образования удовлевторить.

Признать незаконными действия администрации Мегетского муниципального образования, выразившиеся в передаче полномочий администрации Мегетского муниципального образования по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу на основании гражданско - правовых договоров от **, от **.

Обязать администрацию Мегетского муниципального образования устранить нарушения прав граждан – жителей Мегетского муниципального образования, запретив заключать гражданско-правовые договоры, которые предусматривают передачу полномочий органа местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Мегетского муниципального образования физическому лицу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течении десяти дней с даты составления мотивированного текста решения, то есть с 05 августа 2011 года.

Судья