РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 декабря 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе судьи Сидоренковой Т. Н., при секретаре Панамарчук К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5401-11 по иску Прокурора города Ангарска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Ангарский цементно-горный комбинат» о создании, выделении рабочих мест для инвалидов, У С Т А H O В И Л: Прокурор города Ангарска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Ангарский цементно-горный комбинат» о создании, выделении рабочих мест для инвалидов, в обоснование исковых требований указав, что в ходе проверки прокуратурой г. Ангарска ОГУ «Центр занятости населения г.Ангарска» и ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» установлено, что проверяемой организацией ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» не выполняется квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-03 от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, то есть такие рабочие, которые требуют дополнительных мер по организации труда включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ежемесячно предоставляемой информации в ОГУ «Центр занятости населении г. Ангарска» в ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» работает 11 инвалидов, однако рабочие места не квотированы. Таким образом, по мнению прокурора, ответчик нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституций РФ, ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании помощник прокурора г. Ангарска Забабурина В.Д. исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» Тяжева С.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на то, что прием на работу инвалидов осуществляется с учетом существующих технологических возможностей. В федеральном законодательстве не установлены характеристики в отношении рабочих мест, выделяемых в счет квоты. Законодательство не учитывает, что квотирование осуществляется в отношении граждан, которые имеют ограниченную способность к трудовой деятельности, их нельзя привлекать к работам с опасными условиями труда. При квотировании необходимо учитывать характер условий труда на соответствующем производстве, наличие специально оборудованных мест. В связи с этим просит иске в иске отказать. Представитель третьего лица ОГКУ «Центр занятости населения г. Ангарска» Эллерт С. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что с 01 января 2007 года полномочия по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов переданы органам службы занятости населения. ОГКУ «Центр занятости населения г. Ангарска» осуществляет контроль в пределах установленной квоты на территории АМО, направляет инвалидов на вакантные рабочие места, формирует банк данных о работодателях, на которых распространяется положение Закона, информирует работодателей о действующем законодательстве в части квотирования рабочих мест для инвалидов. По данным за период 2010-2011 годов ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат не выполняет требования законодательства в части защиты права инвалидов на труд. При среднесписочной численности работников 1082 человек ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат » рабочие места в размере 3% не создало и не выделило из числа имеющихся рабочих мест, прием на работу инвалидов не осуществляет, согласно спискам на заводе работаю инвалиды, но рабочие места не квотированы, что не свидетельствует о выполнении закона. Рассмотрев материалы дела, выслушав прокурора Забабурину В.Д., представителя ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат » на основании доверенности Тяжеву С.С., представителя ОГКУ «Центр занятости населения» на основании доверенности Эллерт С.В., суд с учетом всех обстоятельств дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Из материалов дела видно, что согласно штатному расписанию ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» количество штатных единиц общества составляет в период с января по август 2011г. 1004-1082 единицы. Из представленных документов усматривается, что на предприятии работают инвалиды, но рабочие места не квотированы. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от. 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу п.п. 2 п. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников. Согласно п. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. Судом установлено, что основании свидетельства серии 38 ***, Устава ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Основной целью Общества является насыщение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Для реализации основных целей своей деятельности Общество осуществляет любые, не запрещенные действующим законодательством РФ виды деятельности, основными видами деятельности общества является производство цемента, щебня строительного, шлакоблоков, кирпича, бетонных изделий, товарного бетона (п.3.1 Устава). Согласно сведениям о должностях (специальностях, профессиях) работников ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» и их условий труда по состоянию на август 2011 года, представленных ответчиком, количество штатных единиц работников Общества равно 1082, принятых инвалидов на квотируемые рабочие места не имеется. ОГКУ «Центр занятости населения г.Ангарска» представило информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010-2011г.. ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» указал среднесписочную численность работников за период с января 2011г. по август месяц включительно 2011г. и соответствующий размер установленной квоты. Из данной информации следует, что квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 30-32 человека, среди работающих имеются инвалиды, но они работают не на квотируемых рабочих местах. В связи с чем, Центром занятости в адрес общества было направлено письмо о необходимости выполнения требований закона в этой части. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» трудоустройство инвалидов в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не производит, не отрицали факт отсутствия квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, объяснив, это тем, что данный закон не исполняется в связи с особенностями производства. Анализируя доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам. Из представленных суду документов следует, что действительно ответчиком не исполняются требования закона в части создания и выделения рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. Согласно данным Центра занятости населения на учете в центре занятости состоят инвалиды. Ответчик должен располагать специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности его работников. Данные требования закона ответчиком не выполняются, что нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат». Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, что на предприятии большинство рабочих мест связано с выполнением работ, связанных с особыми условиями труда. Поскольку вышеназванный закон связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с численным составом предприятия, без учета профиля предприятия. В соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24 вышеназванного Закона, при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Также судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика, что на сегодняшний день на предприятии работают инвалиды, так как рабочие места не квотированы на предприятии. Законодатель, предусмотрев в ст. ст. 22, 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации. Установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по названной обязанности. В связи с этим работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих. Прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим исковым заявлением на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, так как выступает в защиту прав неопределенного круга лиц. Ответчик бездействует по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не создавая специальные рабочие места для трудоустройства в установленном законом порядке инвалидов, что подтверждается информацией представленной ими в Центр занятости за период с января 2011г. по август 2011г. включительно. А также письмами Центра занятости направляемыми в адрес предприятия от 09.09.2011г. №3123, от 02.09.10г. №3550. Рабочие места должны создаваться в размере 3% к среднесписочной численности работников ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат». При этом суд учитывает, что создание рабочих, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона, а также нарушил основные конституционные гарантии трудовой занятости, предоставляемые инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для восстановления нарушенного права инвалидов, необходимо возложение обязанности на работодателя по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора города Ангарска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Ангарский цементно-горный комбинат » о создании, выделении рабочих мест для инвалидов удовлетворить. Обязать ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат » создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат ». Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 26 декабря 2011г.. Судья: