РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 декабря 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Н.Н.Шишпор, при секретаре Е.А.Симановской, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5320-11 по иску прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Ангарская птицефабрика» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Ангарска обратился в суд с иском указывая, что проведена плановая проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе о трудовой занятости инвалидов. В результате проверки установлено, что на основании Устава ЗАО «Ангарская птицефабрика» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Согласно представленным сведениям среднесписочная численность работников ЗАО «Ангарская птицефабрика» на август составила 447 человек, от которых 3% подлежат квотированию для приема на работу инвалидов, в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз. Квота приема на работу инвалидов для ЗАО «Ангарская птицефабрика» при применении Закона от 29.05.2009 №27-оз составляет 13 рабочих мест (447 : 100 х 3 = 13,3 рабочих мест), то есть ЗАО « Ангарская птицефабрика» в пределах установленной квоты обязано создать (или выделить) 13 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По информации в Центр занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011году (ф.№1-квотирование) численность работающих инвалидов в ЗАО «Ангарская птицефабрика» на отчетную дату составляет 1 человек. Сведения по принятым на квотируемые рабочие места инвалидов и о количестве вакантных мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца в информации отсутствует. Таким образом, ЗАО «Ангарская птицефабрика» не выполняет квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями закона: в ЗАО «Ангарская птицефабрика» не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства граждан, относящихся к социально незащищенной категории – инвалидов, в пределах установленной квоты. Отсутствие у ЗАО «Ангарская птицефабрика» специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном Законом количестве, является результатом бездействия работодателя по исполнению требований п.1.ч.2. ст. 24 вышеуказанного Федерального закона. Из письма от 14.09.2011 г. № 3170 за подписью директора ОГКУ «Центр занятости населения г. Ангарска» следует, что квота для приема на работу инвалидов ЗАО «Ангарская птицефабрика» в 2010 г. и текущем 2011г. не выполняется ( частично). Штатная численность работников ЗАО «Ангарская птицефабрика» на 2011 год составляет 482 человека, что подтверждается сведениями за подписью исполнительного директора ЗАО «Ангарская птицефабрика» И.Б. Хайдурова. В 2011 году на ЗАО «Ангарская птицефабрика» имелись вакантные должности, между тем, в нарушение п.1 ч.2 ст. 24 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в ЗАО «Ангарская птицефабрика» фактически не созданы и не оборудованы рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Просит обязать ЗАО «Ангарская птицефабрика» создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29.05.2009 г. № 27-оз квотой в размере 3% среднесписочной численности работников. В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора г.Ангарска Забабурина В.Д., действующая на основании прав по должности, исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика ЗАО «Ангарская птицефабрика» - Агапова А.Н., действующая на основании доверенности № 14 от 15.12.2010года, исковые требования не признала, указала на то, что ответчик не считает возможным принимать на работу инвалидов, поскольку они не справятся с работой на фабрике. В настоящее время на фабрике трудоустроены и работают 7 инвалидов, однако отдел кадров представил в Центр занятости неверные сведения, указав, что трудоустроен лишь 1 инвалид, данное противоречие будет устранено. Представитель третьего лица ОГКУ «Центр занятости населения г. Ангарска» Эллерт С. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление из которого следует, что ОГКУ «Центр занятости населения г.Ангарска» исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Рассмотрев материалы дела, выслушав процессуального истца, представителя ответчика, суд с учетом всех обстоятельств дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Из материалов дела видно, что ЗАО «Ангарская птицефабрика» является юридическим лицом и расположено по адресу: г. Ангарск, ***. В отношении ЗАО «Ангарская птицефабрика» внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц 21.02.20**года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области. В соответствии с п.1.1 Устава общество является сельскохозяйственной производственной коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно п.2.1 Устава целями создания и деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, производство мяса птицы, его глубокая переработка, производство сопутствующей продукции. Руководителем общества – генеральным директором ЗАО «Ангарская птицефабрика» на основании решения Совета директоров от 30.06.2011года является Баймашева Т.И. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от. 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу п.п. 2 п. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников. Согласно п. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. Судом установлено, что ЗАО «Ангарская птицефабрика» является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ по г. Ангарску. Основной целью Общества является извлечение прибыли. Для реализации основных целей своей деятельности Общество осуществляет любые, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации виды деятельности, основными видами деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, производство мяса птицы, его глубокая переработка, производство сопутствующей продукции. Согласно сведениям представленным ЗАО «Ангарская птицефабрика» в Центр занятости населения г.Ангарска среднесписочная численность работников ЗАО «Ангарска птицефабрика» на август 2011года составила 447 человек. ОГКУ «Центр занятости населения г.Ангарска» представило информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году. ЗАО «Ангарская птицефабрика» указало среднесписочную численность работников за период с января 2011г. по август 2011г. включительно и соответствующий размер установленной квоты. Из данной информации следует, что квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 13 человек, однако среди работающих, численность работающих инвалидов в ЗАО «Ангарская птицефабрика» на отчётную дату составляет 1 человек. Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам. Из представленных суду документов следует, что ответчиком не исполняются требования закона в части создания и выделения рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. В силу действующего законодательства ответчик должен располагать специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности его работников. Данные требования закона ответчиком не выполняются, что нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ЗАО «Ангарская птицефабрика». Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, что на предприятии большинство рабочих мест связано с выполнением работ, связанных с тяжелыми условиями труда, поскольку вышеназванный закон связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с численным составом предприятия, без учета профиля предприятия. В соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24 вышеназванного Закона, при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Законодатель, предусмотрев в ст. ст. 22, 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по названной обязанности. В связи с этим работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих. Согласно представленной численности работающих количество рабочих мест для инвалидов в ЗАО «Ангарская птицефабрика» соответствует 13, что составляет 3%. Прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим исковым заявлением на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, так как выступает в защиту прав неопределенного круга лиц. Ответчик бездействует по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не создавая специальные рабочие места для трудоустройства в установленном законом порядке инвалидов, что подтверждается информацией представленной им в Центр занятости за период с января 2011 г. по август 2011г. включительно. Рабочие места должны создаваться в размере 3% к среднесписочной численности работников предприятия. При этом суд учитывает, что создание рабочих, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона. Для восстановления нарушенного права инвалидов, необходимо возложение обязанности на работодателя по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Ангарская птицефабрика» о создании, выделении рабочих мест для инвалидов, удовлетворить. Обязать Закрытое акционерное общество «Ангарская птицефабрика» создать или выделить рабочие места для инвалидов в ЗАО «Ангарская птицефабрика» в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 года №27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 12.12.2011года. Судья