жилищный спор



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011г. Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сидоренковой Т.Н. при секретаре Шевчук Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2664-11г. по иску Тугутова В. Д. к Администрации г.Ангарска, Управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование своих исковых требований истица указала, что на основании договора социального найма №942 от 10 декабря 2008г. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ангарск, ... состоящего из комнаты на подселении размером 13.4 кв.м, состав ее семьи 3 человека: муж и сын. Истице в марте 2001г. установлена группа инвалидности, а 27 апреля 2005г. установлена инвалидность второй группы бессрочно, инвалидность установлена в связи с хроническим психическим заболеванием, в соответствии с законом истица имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения в виде отдельной комнаты, ее заболевание входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В мае 2006г. семья истицы признана малоимущей и принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, так как истица страдает заболеванием, истица неоднократно обращалась по поводу предоставления ей жилого помещения вне очереди, но данный вопрос не решен. В связи с этим истица просит обязать администрацию г.Ангарска предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке, соответствующее нормам жилой площади, установленным законодательством Российской Федерации.

В дальнейшем истица уточнила свои исковые требования и просила предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение размером не менее 54 кв.м с учетом ее состава семьи 3 человека: муж и сын.

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования в части предоставления ей жилого помещения вне очереди, просила выделить ей жилое помещение размером не менее 18 кв.м, с учетом ее права на внеочередное предоставление жилой площади. Истица настаивала на исковых требованиях о выделении ей жилого помещения, не согласна на получение социальной выплаты для приобретения в дальнейшем жилого помещения.

Представитель истицы на основании доверенности Костомахин Д. В. считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению, так как она имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке, истица также имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, но она просит предоставить ей жилое помещение.

Представитель администрации г.Ангарска на основании доверенности Прокопьева О. Б. исковые требования не признала, считает, что у них отсутствуют полномочия по обеспечению истицы жильем, истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представила письменные возражения по иску, которые поддержала в судебном заседании.

Представитель Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, из представленных возражений следует, что истица состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление ей социальной выплаты на приобретение жилья, но в порядке очередности, ее очередь на предоставление социальной выплаты не подошла.

Третьи лица Шеров М. М. и Тугутов Т. М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживали.

Рассмотрев материалы дела, выслушав истицу и ее представителя Костомахина Д. В., представителя ответчика на основании доверенности Покопьеву О. Б., суд с учетом всех обстоятельств дела, находит исковые требования истицы к администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела видно, что истица является нанимателем жилого помещения, состоящего из комнаты размером 13.4 кв.м и расположенного по адресу: г.Ангарск, ..., состав ее семьи 3 человека. Истице установлена группа инвалидности по психическому заболеванию, и истица имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения, с учетом ее заболевания невозможно проживание в одной квартире с другими гражданами.

Судом установлено, что истица является инвалидом, инвалидность ей в настоящее время установлена бессрочно. У Тугутова В. Д. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными документами и не оспаривались сторонами, именно в связи с этим она обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом также установлено, что Тугутова В. Д. включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Тугутова В. Д. состоит с 22 ноября 2004г., основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий послужила врачебная справка. Постановление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено 28 февраля 2005г. №648. До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.

Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, перечень заболеваний предусматривает и заболевание, имеющееся у Тугутовой В. Д.

В период написания истицей заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовал Жилищный кодекс РСФСР, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялась по данным нормам.

Представитель ответчика, не оспаривая право истицы на внеочередное получение жилой площади, считает, что поскольку истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г., то она имеет право на предоставление во внеочередном порядке ей социальной выплаты на приобретение жилья. Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность. В связи с этим все учетные дела на основании принятого решения были переданы в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району, на которых лежит обязанность предоставить истице субсидию на приобретение жилого помещения в собственность.

Учетное дела Тугутовой В. Д. было передано в Департамент социальной защиты 02 марта 2006г..

Анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1,2 ст.4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» « Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.

Предоставление социальных выплат гражданам производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.»

Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно ст. 31 «О социальной защите инвалидов В Российской Федерации», следует, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).»

Из данной статьи следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям, и потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом этого, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Истица выбрала способ защиты своего права путем предоставления ей жилого помещения, это ее право.

Судом к участию в деле было привлечено Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району, однако истица пояснила, что она не желает получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, несмотря на разъяснение ей права выбрать, и такой способ защиты своего права.

В связи с этим исковые требования истицы подлежат удовлетворению и на администрацию города Ангарска должна быть возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке.

Истица предъявила такие требования и просила предоставить ей жилое помещение соответствующее нормам предоставления жилой площади, затем с учетом состава семьи в размере 54 кв.м, в судебном заседании изменила исковые требования и просила предоставить ей жилое помещение в размере не менее 18 кв.м.

Анализируя доказательства в этой части, суд приходит к следующим выводам»

На территории г.Ангарска действует Постановление от 30 марта 2005г. №1068 «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» согласно которому установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи численностью один человек – 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Данная норма действует при предоставлении жилого помещения в г.Ангарске по договору социального найма.

Поскольку истица изменила свои исковые требования, и просила предоставить жилое помещение только ей без учета членов семьи, так как именно она имеет право на получение жилого помещения вне очереди, то жилое помещение ей должно быть выделено по нормам установленным на территории г.Ангарска, в размере не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения.

В данном случае, суд не может принять во внимание, что истица просила предоставить ей жилое помещение размером не менее 18 кв.м, так как норма предоставления жилого помещения установлена постановлением, и предоставление жилого помещения истице в указанном размере не является выходом за пределы исковых требований. В первоначальном исковом заявлении истица просила предоставить ей жилое помещение по нормам, предусмотренным законодательством.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тугутовой В. Д. к Администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить, в иске к Управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.

Обязать администрацию г.Ангарска предоставить Тугутовой В. Д. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, которое будет составлено 26 октября 2011г..

Судья: