РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2012 года г.Ангарск Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А., при секретаре Сабаниной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-168-12 по иску Варады А.В. к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование своих требований, что она родилась в г.Ангарске **. Родители лишены родительских прав и она была направлена в школу-интернат № .... Имущества и жилой площади не имела. Отец умер **, мать умерла **. По окончании пребывания в школе-интернате жилого помещения не предоставили, в связи с чем она обратилась в администрацию города Ангарска ** и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Затем она обратилась с заявлением в администрацию АМО и ** было принято постановление о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма Тем не менее решение не исполнено, что нарушает ее права. Просит обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ей вне очереди в черте города Ангарска благоустроенное жилое помещение обшей площадью 33 кв.м по договору социального найма и заключить с ней договор социального найма. В судебном заседании истец полностью поддержала исковые требования и доводы, изложенные в нем. Представитель администрации Ангарского муниципального образования Садохина Л.Д.., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, возражений по иску не представила, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Представитель 3-его лица – Правительства Иркутской области Коноваленко Н.Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представил письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения настоящего дела спорные правоотношения регулируются Жилищным Кодексом РФ, а также Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года №122 – ФЗ, внесшего изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года). Кроме того, 03 июля 2010 года вступил в законную силу Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». В соответствии с преамбулой ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» этот Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно статье 1 ФЗ №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со статьей 4 указанного Закона, детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма (часть 1). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 2). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган (часть 3). Судом установлено, что на основании решения исполкома Ангарского городского совета народных депутатов № от ** несовершеннолетняя Варады А.В. была устроена в детский дом, так как родители ее: отец Варады А.В. и мать ФИО8 лишены родительских прав. С ** Варады А.В. находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №» .... Мать Варады А.В. – ФИО8. умерла **, что подтверждается свидетельством о смерти, копия которого имеется в материалах дела. Отец Варады А.В. – Варады А.В.. И. умер **, что также подтверждается свидетельством о смерти, копия которого имеется в материалах дела. Варады А.В. на основании постановления главы города Ангарска от 05.12.2007 года № 1390-Г была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, как относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации Ангарского муниципального образования № 342-па от 11.03.2011 года принято решение о предоставлении Варады А.В. жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра по договору социального найма жилого помещения. Администрации Ангарского муниципального образования необходимо заключить договор социального найма жилого помещения с Варады А.В. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения. На день рассмотрения дела Варады А.В. жилым помещением не обеспечена. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, копии которых приобщены к делу. Сторонами указанные обстоятельства не оспаривались. Таким образом, истец Варады А.В., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, имеет бесспорное право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались. С 1 марта 2005 года Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК РФ). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в силу части 6 статьи 19 этого закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Закона Иркутской области № 52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Согласно статье 6 этого Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. В силу статьи 11 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством. Указанным Законом утвержден перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Такими полномочиями наделен именно муниципальный район - Ангарское муниципальное образование. Правительством Иркутской области принято Постановление 24 сентября 2010г. № 234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области». В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта Российской Федерации категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Согласно статье 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. В соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010 года такими государственными полномочиями наделены муниципальные районы в том числе, Ангарское муниципальное образование. Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц переданы органам местного самоуправления. Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций (ст.6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ). Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что именно на администрацию Ангарского муниципального образования должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу Варады А.В.. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров (часть 11 ст.4 закона № 50-оз). Истец настаивала на предоставлении жилого помещения на территории города Ангарска. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. Учитывая, что Варады А.В. имеет право на предоставление ей жилого помещения, как лицо, имеющее особый социальный статус и подлежащее особой защите со стороны государства, её исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Варады А.В. к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Ангарского муниципального образования Иркутской области предоставить по договору социального найма Варады А.В., родившейся **, вне очереди в городе Ангарске Иркутской области жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра, которая может быть увеличена или уменьшена не более, чем на 5 квадратных метра с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд, через Ангарский городской суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение будет изготовлено **. СУДЬЯ: