о предоставлении жилого помещения вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5294/2011 по иску прокурора города Ангарска в защиту прав ФИО10 к администрации города Ангарска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ангарска обратился в суд с иском в защиту прав ФИО3 о возложении обязанности на администрацию г.Ангарска по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города проведена плановая проверка исполнения законодательства по социальной защите инвалидов, в том числе по защите жилищных прав указанной категории граждан. Установлено, что в соответствии с заявлением ФИО2 – законного представителя ФИО3 и постановлением администрации города Ангарска от ** ФИО3, ** года рождения признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии со справкой от **, выданной ОГУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница» ФИО3 страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

ФИО3, признанная в установленном порядке малоимущей и состоящая на учете как нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в Перечень. Семья ФИО3, состоящая из четырех человек, занимает жилое помещение, принадлежащее на праве собственности общей площадью 29,9 кв.м.

На момент проверки ** жилое помещение ФИО3 администрацией города Ангарска не предоставлено.

Со ссылкой на положения ч.2 ст.49, п.4 ч.1 ст.51, п.3 ч.2, ч.5 ст.57, ч.1,2 ст.50 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Постановления главы города Ангарска от 12.11.2007 г. № 1205-г, прокурор просит обязать администрацию города Ангарска предоставить ФИО3 вне очереди жилое помещение не мене 33 кв.м. по месту её жительства в городе Ангарске Иркутской области, заключить договор социального найма жилого помещения с ФИО3 в лице её законного представителя – опекуна ФИО2

В судебном заседании процессуальный истец -старший помощник прокурора г.Ангарска Румянцева А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Законный представитель ФИО3 - ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации города Ангарска Наумова Л.М., действующая на основании доверенности № 1/15-4013-А от 29.12.2010года, исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела, из которых следует, что в силу ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд с иском. У ФИО3 имеется законный представитель – опекун ФИО2 К исковому заявлению не приложено обращение ФИО2 с просьбой о защите прав недееспособной ФИО3, следовательно, у прокурора отсутствовали основания в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подавать исковое заявление в защиту жилищных прав недееспособной ФИО3

Полагают, что органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам.

В соответствии с Законом Иркутской области от 04.04.2008 № 6-ОЗ «Об отдельных вопросах предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений. Предоставление социальных выплат осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области. Порядок и условия предоставления социальных выплат определяются уполномоченным органом. На основании чего исковые требования к администрации города Ангарска об обеспечении ФИО3 жилым помещением считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Согласно ч.4 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

В судебном заседании установлено, что решением Ангарского городского суда от 30.10.2008года ФИО3 признана недееспособной. В соответствии с приказом Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ** над ней установлена опека, опекуном назначена её мать - ФИО2.

Действуя в интересах ФИО3, ФИО2 29.10.2010года обратилась с заявлением на имя главы г.Ангарска в целях принятия ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, представив необходимые документы. Постановлением главы города Ангарска от ** ФИО3 признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со справкой от **, выданной ОГУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница» ФИО3 страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Таким образом, ФИО3, признанная в установленном законом порядке малоимущей и состоящая на учете как нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в Перечень.

ФИО3 проживает в квартире, расположенной по адресу: г.Ангарск, ... общей площадью 29,9 кв.м., где ей принадлежит на праве собственности 1/3 доля. В квартире кроме нее зарегистрированы и проживают ФИО2, ФИО8, ФИО9

До настоящего времени жилое помещение ФИО3 администрацией города Ангарска не предоставлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами гражданского дела, а также материалами учетного дела , которые были исследованы в судебном заседании.

Доводы представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, тогда как решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья ФИО3 должна быть возложена на ответчика – администрацию города Ангарска.

В соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.1, 3 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Нормой предоставления является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п.2 Постановления главы города Ангарска от 12.11.2007 г. № 1205-г на территории города Ангарска норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для семьи численностью один человек составляет 33 квадратных метра.

В силу ч.2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

С учетом указанной правовой нормы, несмотря на то, что ФИО3 принадлежит на праве собственности 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: г.Ангарск, ... общей площадью 29,9 кв.м., суд полагает, что жилое помещение ей должно быть предоставлено не менее 33 кв.м.

Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе предъявлять иск в интересах недееспособной ФИО3, поскольку у нее имеется законный представитель, а также, учитывая, что отсутствует письменное обращение ФИО2 в прокуратуру с просьбой о защите прав ФИО3, являются несостоятельными.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании по ходатайству процессуального истца обозрена книга регистрации приема посетителей Прокуратуры г.Ангарска, из которой следует, что ** имело место обращение ФИО2 в прокуратуру г.Ангарска по жилищному вопросу, принято решение обратиться в суд.

Кроме того, поскольку ФИО3 является недееспособной, а следовательно, не может самостоятельно защитить свои права, то у прокурора имелись основания для обращения в суд в целях защиты её прав.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Ангарска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ... в интересах ФИО11 к администрации города Ангарска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию города Ангарска предоставить ФИО12 вне очереди жилое помещение не мене 33 кв.м. по месту её жительства в городе Ангарске Иркутской области в порядке п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, заключить договор социального найма жилого помещения с ФИО13 в лице её законного представителя – опекуна ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 09.12.2011 года.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>