РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1206/2011 по иску ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО2 обратилась в суд с иском, указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы города Ангарска от ** №-г она принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ** вынесено постановление Администрации АМО №-па в соответствии с которым ответчиком принято решение о предоставлении ей жилого помещения, а также указано, что жилье будет предоставлено только после получения субвенций из областного бюджет получение жилья. Считает, что подобными действиями нарушаются ее права, поскольку она имеет право на внеочередное получение жилья. Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Иркутской области № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закон Иркутской области от 29.06.2010года № 52-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите договорам социального найма в Иркутской области», просит обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ей вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца – Луценко О.Ю., действующая на основании доверенности от 08.02.2012года в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, уточнив исковые требования в части предоставления истцу жилого помещения по месту постановки на учет - в городе Ангарске. Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации АМО. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, представленный в порядке подготовки дела к судебном разбирательству, из которого следует, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен ст. 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ в соответствии с которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются указанной категории детей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обратившихся в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, наделенных государственными полномочиями, с заявлением о предоставлении жилого помещения. Истец обратилась с указанным заявлением и предоставила необходимые документы, администрацией АМО вынесено постановление о предоставлении ФИО2 по договору социального найма жилого помещения. Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит, прежде всего, от размера субвенций, которые предоставляются бюджету АМО на осуществление вышеуказанных областных государственных полномочий. Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела также имеется отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Ангарское муниципальное образование включено в перечень муниципальных образований Иркутской области, наделенных областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. ФИО2 имеет право на жилое помещение как в соответствии с Жилищным кодексом РФ так и в соответствии с Законом Иркутской области № 50-оз. Представитель третьего лица -Правительства Иркутской в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные возражения ответчика, материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На момент рассмотрения настоящего дела спорные правоотношения регулируются Жилищным Кодексом РФ, а также Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. Кроме того, 03 июля 2010 года вступил в законную силу Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Согласно статье 1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со статьей 4 указанного Закона, детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма (часть 1). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 2). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган (часть 3). Судом установлено, что ФИО2 родилась **, ее родителями являются ФИО7 и ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении истца. Решением Ангарского городского суда от ** родители истицы – ФИО9, ФИО7 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО2, **года рождения, которая в соответствии с указанным решением передана на воспитание органам опеки и попечительства. С ** по ** ФИО2 являлась воспитанником государственного учреждения и находилась на полном государственном обеспечении, выбыла на учебу в ПУ 43, которое окончила **. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, в том числе, копиями материалов учетного дела ФИО2, которое приобщено к материалам дела. Сторонами указанные обстоятельства не оспаривались. Таким образом, судом установлено, что ФИО2 осталась без попечения родителей, следовательно, она относится к категории лиц, имеющих право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Из постановления главы города Ангарска № 1952-г от 05.10.2011 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» следует, что ФИО2 принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, как относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В собственности жилья она не имеет, что подтверждается сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и сведениями из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Закрепленного жилья не имеет, это следует из справок, выданных Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району и по Нижнеудинскому району. Таким образом, истец ФИО2, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривалось. Более того ответчиком принято решение о предоставлении ФИО2 жилого помещения, однако до настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением, чем нарушаются ее права, гарантированные ей законом. С 1 марта 2005 года Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК РФ). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в силу части 6 статьи 19 этого закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Закона Иркутской области № 52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Согласно статье 6 этого Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. В силу статьи 11 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством. Указанным Законом утвержден перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Такими полномочиями наделен муниципальный район - Ангарское муниципальное образование. Правительством Иркутской области принято Постановление 24 сентября 2010г. №234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области». Согласно утвержденному Порядку предоставление субвенций осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета. Перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке с лицевого счета уполномоченного органа на единый счет местного бюджета. Субвенции расходуются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на приобретение или строительство жилых помещений. В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта Российской Федерации категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Согласно статье 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. В соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010 года такими государственными полномочиями наделены муниципальные районы в том числе, Ангарское муниципальное образование. Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц переданы органам местного самоуправления. Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций (ст.6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ). Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом. В силу приведенных выше норм на администрацию Ангарского муниципального образования должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу ФИО2 В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров (часть 11 ст.4 закона № 50-оз). Как уточнила в судебном заседании представитель истца жилое помещение истец просит предоставить на на территории .... В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. В связи с чем суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма истцу поставлено в зависимость от размера субвенций, которые предоставляются бюджету АМО на осуществление государственных полномочий. На основании изложенного, исковые требования ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО2 к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Ангарского муниципального образования Иркутской области предоставить ФИО2, родившейся ** в городе ..., вне очереди в городе ... жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра, которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 квадратных метра с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 23.03.2012года. Судья <данные изъяты> <данные изъяты> ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>