о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3558/2011 по иску ФИО3 к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации города Ангарска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм на состав семьи из двух человек. В обоснование заявленных требований указала, что её родители – мать ФИО2 и отец ФИО1 в ** году были лишены родительских прав в связи с чем постановлением главы местного самоуправления ей был назначен попечитель ФИО6 В ** году по достижении совершеннолетия она обратилась в отдел по учету и регистрации жилищного фонда администрации ... с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади.

Постановлением главы г.Ангарска от ** была принята на учет в качестве нуждающейся, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено, органы местного самоуправления мотивируют это отсутствием денежных средств. В ** у нее родился сын, который вместе с ней проживает в квартире ФИО6

Полагает, что имея статус сироты она имеет право в силу действующего законодательства на внеочередное предоставление жилья и это право не может быть поставлено в зависимость от финансирования муниципального образования средствами из федерального бюджета.

На основании чего ФИО3 просит возложить на администрацию города Ангарска обязанность предоставить ей вне очереди жилую площадь не ниже установленных действующим законодательством социальных норм на состав семьи из двух человек.

Определением суда от 30.12.2010года с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика администрации города Ангарска на надлежащего – Администрацию Ангарского муниципального образования.

30.12.2010года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Правительство Иркутской области.

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Еремина О.Н., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала.

Представитель администрации Ангарского муниципального образования Киселёва И.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, из которых следует, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поскольку финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. В соответствии с положениями ФЗ от 06.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с ч.6 ст. 53 указанного ФЗ, осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов.

Кроме того, полагает, что требования о предоставлении жилого помещения на состав семьи из двух человек не обоснованы, поскольку ребенок истицы не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Представитель третьего лица – Правительства Иркутской области ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя Правительства Иркутской области, считает необоснованным привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Правительства Иркутской области, доводы относительно заявленных требований подробно изложены в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещены надлежащим образом. Из ранее представленного в материалы дела письменного отзыва на иск следует, что в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Законом Иркутской области от 29.06.2010г. № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. Такие полномочия осуществляются за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на соответствующий финансовый год. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления.

Выслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, представленные письменные возражения третьих лиц, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению частично.

На момент рассмотрения настоящего дела спорные правоотношения регулируются Жилищным Кодексом РФ, а также Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года №122 – ФЗ, внесшего изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года). Кроме того, 03 июля 2010 года вступил в законную силу Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

Согласно статье 1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона, детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма (часть 1). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 2). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган (часть 3).

Судом установлено, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 04.07.2003года, ФИО1 был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО3, ** года рождения, ** ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о его смерти. Решением Ангарского городского суда от 11.03.2003 года ФИО2 была также лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3. На основании постановления мэра Ангарского муниципального образования от ** попечителем несовершеннолетней ФИО3 назначена ФИО6. Согласно указанному постановлению жилой площади несовершеннолетняя не имеет.

Согласно справке директора СРЦ от ** ФИО3 с ** по ** являлась воспитанником Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Ангарска, находилась на полном государственном обеспечении.

Таким образом, ФИО3 относятся к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. На день рассмотрения дела истец достигла возраста 18 лет и закончила пребывание в образовательных учреждениях.

26.11.2007 года ФИО3 обратилась к главе г.Ангарска с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании постановления главы города Ангарска -г от ** она принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот.

На день рассмотрения дела ФИО3 жилым помещением не обеспечена.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, в том числе, материалами обозренного в судебном заседании учетного дела ФИО3 , предоставленного Администрацией города Ангарска, копии которого приобщены к делу. Сторонами указанные обстоятельства не оспаривались.

Отсутствие у истца в собственности жилого помещения на день рассмотрения настоящего дела подтверждается представленными письменными доказательствами: справкой, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация», уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которым истец в собственности жилых помещений, объектов недвижимого имущества не имеет. Как пояснила истица и это подтверждается материалами учетного дела, ФИО3 зарегистрирована по адресу: г.Ангарск, ... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6 на основании договора купли-продажи от **.

Таким образом, истец ФИО9, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, имеет право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривалось.

С 1 марта 2005 года Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК РФ). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в силу части 6 статьи 19 этого закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Иркутской области № 52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Согласно статье 6 этого Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. В силу статьи 11 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством.

Указанным Законом утвержден перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Такими полномочиями наделен именно муниципальный район - Ангарское муниципальное образование.

Правительством Иркутской области принято Постановление 24 сентября 2010г. №234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Согласно утвержденному Порядку предоставление субвенций осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета. Перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке с лицевого счета уполномоченного органа на единый счет местного бюджета. Субвенции расходуются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на приобретение или строительство жилых помещений.

В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта Российской Федерации категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. В соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010 года такими государственными полномочиями наделены муниципальные районы в том числе, Ангарское муниципальное образование.

Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц переданы органам местного самоуправления. Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций (ст.6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ). Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом.

На основании изложенного, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поскольку в силу приведенных выше норм именно на администрацию Ангарского муниципального образования должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу ФИО3

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22 июня 2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров (часть 11 ст.4 закона № 50-оз).

Истец ФИО3 настаивала на предоставлении ей жилого помещения на территории города Ангарска.

Оценивая обоснованность требований истца о предоставлении ей вне очереди жилого помещения на состав семьи из двух человек, суд исходит из того, что право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет лишь указанная в этом ФЗ категория граждан, тогда как ребенок ФИО3 к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится, поэтому в удовлетворении иска в части предоставления жилого помещения на состав семьи из двух человек следует отказать.

Вместе с тем, учитывая, что ФИО3 имеет право на предоставление ей жилого помещения, как лицо, имеющее особый социальный статус, исковые требования о предоставлении ей жилого помещения вне очереди подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО3 к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования Иркутской области предоставить ФИО3, родившейся ** в ..., вне очереди в городе Ангарске Иркутской области жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра, которая может быть увеличена или уменьшена не более, чем на 5 квадратных метра с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.

Отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на состав семьи из двух человек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд, через Ангарский городской суд, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено 22.08.2011 года.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>