О признании незеконным отказа о назначении пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2012 года г. Ангарск,

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Свиридовой М.А.,

при секретаре Резановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-506-12 по иску Чемодановой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, Чемоданова Н.Н. указала, что 27 октября 20** г. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском Муниципальном образовании Иркутской области. 03 ноября 20** года Управление пенсионного фонда РФ в АМО вынесло решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. С данным решением Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области она не согласна и считает, что решение об отказе назначении досрочной пенсии является незаконным. Периоды работы с 07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ***№ ** ЖКУ ОАО «АНХК»; 23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска; 01.09.19** г. г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № ** не включены, поскольку указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991, 1999, 20** г.г. профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Детское учреждение № ** ЖКУ ОАО «АНХК», в которое она была принята воспитателем с 07.08.19** г. является муниципальным образовательным учреждением общеразвивающего вида. В дошкольное учреждение № **, в котором она продолжает работать по настоящее время, была принята с 23.08.19** г. За весь период ее работы в этом учреждении, оно несколько раз претерпевало изменения в своем названии при передаче из одного ведомства в другое. В спорные периоды работы, она осуществляла и продолжает осуществлять педагогическую деятельность в должности **. Пенсионный фонд выборочно подошел к определению периодов ее работы в детском учреждении № **, которое является муниципальным образовательным дошкольным учреждением общеразвивающего вида и соответствует типовому положению о дошкольном образовательном учреждении. Оба учреждения, согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении реализуют основную общеобразовательную программу ** образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей.

Просит признать незаконным решение № 158 от 03 ноября 20** года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в части незачета в суммарную продолжительность педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее работы с 07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ** детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»; 23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска; 01.09.19** г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № ** в стаж, дающий право на получение льготной пенсии, назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику – с 27 октября 20** года.

В судебном заседании истец Чемоданова Н.Н. исковые требования поддержала, изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования Чемодановой Н.Н. не признала, изложив доводы, указанные в письменном возражении, приобщенном к материалам дела, согласно которым оспариваемые периоды, не зачтены в специальный трудовой стаж для назначении пенсии на льготных условиях, так как наименование учреждений, в которых работала истец, не предусмотрены Списками 1991, 1999, 20** годов, должность подменного ** не предусмотрена списками.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деде, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Чемодановой Н.Н. по следующим основаниям.

В силу п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009 г.) (далее по тексту ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 этого закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2. вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Установлено, что 27 октября 20** г. Чемоданова Н.Н. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием у неё 25-летнего педагогического стажа работы в образовательных учреждениях для детей, представив все необходимые для этого документы.

Рассмотрев представленные документы, 03.11.20** года ответчик принял решение № 158 об отказе в назначении Чемодановой Н.Н. пенсии.

В стаж работы, дающей Чемодановой Н.Н. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не были включены следующие периоды: с 07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ** детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»; 23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска; 01.09.19** г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № **.

Вместе с тем, в стаж на соответствующих видах работ включены периоды ее работы с 01.05.19** г. по 20.08.19** г. в должности ** в детском саду № **; с 24.08.20** по 31.12.20** г., с 02.01.20** г. по 08.08.20** г., с 14.08.20** г. по 26.10.20** г. в должности ** МДОУ ** № **».

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 20** года № 781, включают наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – воспитатель.

Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, **, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.

Все виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого-либо исключения, перечисленные в типовых положениях, и названы в Списках 1991, 1999, 20** годов.

Согласно сведениям из трудовой книжки Чемодановой Н.Н., она принята 07.08.19** г. в ** № ** воспитателем.

01.05.19** г. ** № ** передан в отдел ** воспитания администрации города Ангарска.

23.08.19** г. Чемоданова Н.Н. переведена в д/у ** ОДВ администрации г. Ангарска воспитателем, в котором работает по настоящее время.

Наименование указанного детского учреждения неоднократно переименовывалось.

Из архивной справки управления образования администрации АМО следует, что ** № ** передан в отдел ** воспитания администрации г. Ангарска на основании решения Малого Совета народных депутатов за № 362 от 15.12.1992 г. Постановлением мэра № 1959 от 16.09.19** г. указанное учреждение переименовано в муниципальное образовательное дошкольное учреждение № **, реорганизованное в дальнейшем путем присоединения к МОДУ № 65.

Согласно исторической справке, первоначально учреждение называлось ** № ** Ангарского управления строительства. В дальнейшем, 01.07.1992 г. оно передавалось в отдел ** воспитания администрации города Ангарска, 24.08.20** г. муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ** переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «** комбинированного вида № **». С 29.09.2008 г. указанное учреждение зарегистрировано как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ** комбинированного вида № **.

Из Уставов: муниципального образовательного ** учреждения № **, Муниципального ** образовательного учреждения «** комбинированного вида № **», муниципального ** образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № ** следует, что целями деятельности всех указанных выше учреждений являются воспитание, обучение и развитие детей ** возраста, коррекция недостатков в развитии, в развитии речи детей ** возраста.

Из наименований учреждений № ** и ** следует, что последующие наименования учреждений содержат в себе слова «муниципальное дошкольное образовательное учреждение, из чего суд приходит к выводу, что детское учреждение № ** ЖКУ ОАО «АНХК», дошкольное учреждение № ** ОДВ администрации г. Ангарска, дошкольное учреждение № ** являлись дошкольными образовательными учреждениями, обеспечивающими воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. Следовательно, Чемоданова Н.Н. работая в должности ** с 07.08.19** г. по 30.04.19** г. детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»; 23.08.19** г. по 15.07.19** г. ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска; 01.09.19** г. по 23.08.20** г. ** учреждения № ** осуществляла педагогическую деятельность.

Суд считает, что муниципальное образовательное дошкольное учреждение № ** полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании». Ранее указанное учреждение именовалось как ** № **.

Доказательств, опровергающих данный вывод суда о том, что указанное образовательное дошкольное учреждение не относится к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в Списках 1991, 1999, 20** годов, ответчиком суду не представлено.

Тот факт, что в наименовании указанных учреждений в определенный период времени не содержалось понятия «**», не может служить основанием, для отказа включить вышеуказанные периоды работы в стаж истцу для назначения ей пенсии за выслугу лет.

Кроме того, как указано выше, ответчик включил в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Чемодановой Н.Н. с 01.05.19** г. по 20.08.19** г. в должности ** в детском саду № **; с 24.08.20** по 31.12.20** г., с 02.01.20** г. по 08.08.20** г., с 14.08.20** г. по 26.10.20** г. в должности ** МДОУ «** комбинированного вида № **», фактически признав тождество наименований учреждений: ** № ** и детское учреждение № **, МДОУ ** комбинированного вида № ** и дошкольное учреждение № ** ОДВ администрации Ангарска, дошкольное учреждение № **.

Анализируя представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что Чемоданова Н.Н. осуществляла педагогическую деятельность с 07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ** детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»; 23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска; 01.09.19** г. г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № **.

На день обращения в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии, то есть на 27.10.20** года, Чемоданова Н.Н. имела специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью более 25 лет.

Вывод суда соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям части 1 статьи 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В связи с чем, имеются основания для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что днем приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления Чемодановой Н.Н. со всеми необходимыми документами является 27.10.20** года.

Пункт 23 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, приходя к выводу о том, что истцу незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд удовлетворяет требования Чемодановой Н.Н. о назначении ей пенсии со дня обращения заявлением о назначении пенсии, то есть с 27.10.20** года.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Чемодановой Н. Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании от 03.11.20** года № 158 в части не включения Чемодановой Н. Н. в суммарную продолжительность стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии периода работы с:

07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ** детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»;

23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска;

01.09.19** г. г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № **.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании включить Чемодановой Н. Н. в педагогический стаж, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с:

07.08.19** г. по 30.04.19** г. в должности ** детского учреждения № ** ЖКУ ОАО «АНХК»;

23.08.19** г. по 15.07.19** г. в должности ** ** учреждения № ** ОДВ администрации г. Ангарска;

01.09.19** г. г. по 23.08.20** г. в должности ** ** учреждения № **. и назначить пенсию с момента обращения с 27.10.20**

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 09 февраля 2012 года.

Судья: М.А.Свиридова