об обязании предоставить жилое поиещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., с участием прокурора Шебалковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ангарска в интересах Хомколовой В.А к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах города Ангарска за счет средств областного бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Хомколовой В.А. с иском к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что на основании принятого прокуратурой города заявления Хомколовой В.А. была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Хомколова В.А. обратилась ** в администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Главой администрации АМО вынесено постановление -па от ** о предоставлении Хомколовой В.А. жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма. В п.2 постановления указано, что администрация обязана заключить договор социального найма жилого помещения с Хомколовой В.А. в течении 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций предоставленных бюджету АМО из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в .... Однако в нарушение федерального и областного законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение о предоставлении конкретного жилого помещения Хомколовой В.А. администрацией АМО не принято, договор социального найма жилого помещения с ней не заключен.

Прокурор, участвующий в судебном заседании Шебалкова И.В., дала пояснения аналогичные доводам искового заявления и настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Истец – Хомколова В.А., ** года рождения, приняла участие в судебном заседании, просила суд заявленные прокурором в ее интересах требования удовлетворить. Суду пояснила, что у неё нет постоянного жилья, проживает в комнате общежития Ангарского индустриального техникума на подселении, занимает койко-место, всего проживает 6 человек в комнате. Жилье это предоставлено ей в связи с обучением в техникуме, когда она закончит учёбу, то у неё не будет возможности остаться для дальнейшего проживания в общежитии, ей необходимо получить жилое помещение для постоянного проживания. Администрацией Ангарского муниципального образования вынесено ** постановление о предоставлении ей жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма, которое не исполнено, жилье не предоставлено на момент рассмотрения дела.

Представитель ответчика – администрации Ангарского муниципального образования, извещенной надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, участие в рассмотрении дела не принял. Суду не представлено доказательств, обосновывающих уважительность причины отсутствия ответчика в судебном заседании по делу, отзыв на исковое заявление в суд не представлен. Также ответчик не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Вместе с тем, в судебное заседание поступило ходатайство Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования о рассмотрении дела, назначенного на **, в отсутствие ответчика, при этом, не получено судом доказательств на предоставление ответчиком полномочий на участие в рассмотрении дела.

Представитель третьего лица по делу – ... по доверенности от ** Коноваленко Н.Г. представила на исковое заявление отзыв, просила рассмотреть дело в отсутствие ..., и вывести его из числа лиц, участвующих в деле.

В силу требований ст.154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Ответчик – Администрация Ангарского муниципального образования – исполнительный орган, являющийся юридическим лицом, надлежаще извещенный о рассмотрении дела судом, в суд не явился, о причинах не явки суду не сообщил, определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству ответчиком не выполнено.

Кроме того, гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено такого процессуального действия как выведение третьего лица из числа лиц, участвующих в судебном процессе по делу.

Учитывая, требования закона и то обстоятельство, что иск прокурора поступил на рассмотрение в суд **, суд полагает необходимым рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора и Хомколовой В.А., поддержавших исковые требования в полном объеме и просивших удовлетворить иск, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ** №159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанный Федеральный закон № 159-ФЗ регулирует вопросы обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В силу ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ** № 189-ФЗ. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи Федеральный закон № 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ** Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (статья 57 ЖК Российской Федерации).

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Так, в целях реализации полномочий по установлению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещении был принят ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...".

Согласно п.п. 1,3,5,9,10,11 ст. ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ..." детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

Согласно ст. ... от ** -оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...», вступившего в силу с **, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии с ... от ** N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ..." указанными полномочиями наделено Ангарское муниципальное образование.

Исходя из пункта 6 части 1 статьи 16, статьи 50 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования.

В связи с изложенным, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, частью 2 ст.18 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Судом установлено, что на основании заявления Хомколовой В.А., родившейся **, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как сироте от ** Главой администрации Ангарского муниципального образования А.А.Медко ** вынесено постановление -па о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В котором постановлено о предоставлении жилого помещения Хомколовой В.А. общей площадью 33 квадратных мета (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 квадратных метров) по договору социального найма. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (Гулин Е.Л.) в п.2 данного постановления указано заключить договор социального найма жилого помещения с Хомколовой В.А. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ... (л.д.9).

Установленные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспорены и подтверждаются письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования Гулина Е.П. от ** , направленного на имя прокурора .... Кроме того, в данном письме прокурору сообщается, что Хомколова В.А. зарегистрирована в журнале регистрации обращений детей-сирот о предоставлении жилого помещения по....

Указанные обстоятельства подтверждены представленными письменными доказательствами, исследованными судом, приобщенными к материалам дела. Сторонами установленные судом обстоятельства не оспаривались.

Таким образом, в судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что истец в соответствии с законом относится к лицам, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие принятие ответчиком от Хомколовой В.А. заявления и вынесения постановления за -па от ** о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, заключения с ней договора социального найма в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ....

Однако применённое судом федеральное и областное законодательство не ставит в зависимость предоставление жилого помещения Хомколовой В.А. от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на указанный учет.

Вопросы финансирования, размера предоставления субвенций муниципальному образованию на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма, должны разрешаться участниками бюджетных правоотношений.

Тем более, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе ... об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством области. На 2012 год ... от ** -ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год» (приложение ) также предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий на обеспечение детей-сирот и детей, ставшихся без попечении родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере около ... рублей.

Каждый гражданин по своему усмотрению в соответствии со ст.9 ГК РФ осуществляет принадлежащие ему гражданские права, истец обратилась за защитой своих прав в суд.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что истец не является участником бюджетных правоотношений, а поэтому отсутствие финансирования Ангарского муниципального образования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных и областных полномочий в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, не может являться основанием для отказа в принятии решения о предоставлении жилого помещения Хомколовой В.А. по договору социального найма.

Суд, исходя из того, что на момент рассмотрения дела, ответчиком не представлено доказательств о принятии решения о предоставлении конкретного жилого помещения Хомколовой В.А. и заключении договора социального найма с ней, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме и обязанию администрации Ангарского муниципального образования предоставить Хомколовой В.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора ..., заявленного в интересах Хомколовой В.А к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Хомколовой В.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья

Резолютивная часть РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., с участием прокурора Шебалковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Хомколовой В.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета,

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ..., заявленного в интересах Хомколовой В.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Хомколовой В.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья

С П Р А В К А

В связи с большим объемом работы мотивированный текст решения от ** по гражданскому делу по иску прокурора ... в интересах Хомколовой В.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета изготовлен **.

Судья И Н.Леонова