иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Былинкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-907-12г. по иску Пашковой Т.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии. В обоснование своих исковых требований истица указала, что она обратилась к ответчику с заявлением ** о назначении ей досрочной пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», так как ее педагогический стаж работы составил 25 лет. Однако на основании решения пенсионного фонда от ** ей было отказано в назначении пенсии, так как в педагогический стаж работы не включены периоды ее работы воспитателем с ** по ** в детском учреждении **», с ** по ** в детском учреждении ** с ** по ** в должности воспитателя в детском учреждении ** с ** по ** в детском учреждении г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении г.Ангарска.

Истица считает, что данные периоды работы незаконно не включены в педагогический стаж работы, поэтому ей незаконно отказали в назначении пенсии, в эти периоды работы она работала в детских учреждениях и ее работа была связана с воспитанием детей. Истица просит включить ей данные периоды работы в педагогический стаж и назначить пенсию.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме, считает, что ей незаконно отказано в назначении пенсии, так как стаж ее педагогической работы составил 25 лет.

Представитель ответчика Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования истицы не признала, представив письменные возражения, поддержанные в судебном заседании, указав, что истице обоснованно отказано в назначении пенсии, так как ее педагогический стаж работы менее 25 лет на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

Выслушав истицу, представителя ответчика, суд с учетом всех обстоятельств дела, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

Из материалов дела видно, что истица ** обратилась с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с наличием педагогического стажа в размере 25 лет. При обращении представила выписку из трудовой книжки, необходимые документы.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** истице отказано в назначении пенсии. Отказ основан на том, что в стаж работы в связи с педагогической деятельностью не включены данные периоды работы, так как указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 г.

Согласно п.п. 19 ч.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» « Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В соответствии с п.2. вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации

В соответствии с п.2. вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781. предусмотрена должность воспитателя в п.1 раздела наименование должностей.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» « В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** . включает должность воспитателя, старшего воспитателя, воспитателя-методиста, заведующего и наименование учреждений – дошкольные общеобразовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка – детский-сад, ясли-сад (сад-ясли),детские ясли.

Следовательно, действие списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, распространяется на все типы и виды государственных учреждений. Указанный список включает должность воспитателя.

Истица ** обратилась с заявлением в Управление пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании ... о назначении пенсии за выслугу лет. Решением пенсионного фонда от ** отказано в назначении пенсии по выслуге лет. Отказ основан на том, что не включены в стаж педагогической работы периоды работы в дошкольных учреждениях, так как указанное наименование учреждения не предусмотрено Списками.

С решением пенсионного фонда суд согласиться не может по следующим основаниям.

Ранее Уставы детских учреждений не принимались.

Согласно типовому уставу целью создания детских учреждений является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей.

Согласно ст.12 федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1июля 1995 года № 677 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотре, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида. Все виды детских муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого – либо исключения, перечисленные в Типовом положении, названы постановлением правительства от 22 сентября 1999 года № 1067.

Истица в подтверждение своих доводов о том, что она работала в дошкольных учреждениях, которые занимались воспитанием детей представила документы : трудовую книжку, справки с места работы, Устав муниципального образовательного дошкольного учреждения «Буратино», Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения» Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Брусничка», Устав муниципального образовательного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида », Постановления об изменения наименования детских учреждений.

Истица работала в детском учреждении, которое является дошкольным учреждением, его деятельность направлена была за весь период его существования на воспитание и обучение детей в возрасте до семи лет. Суд считает, что дошкольные учреждения, где работала истица полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2. ст.16 ФЗ РФ «Об образовании».

Доказательств, опровергающий данный вывод суда о том, что указанные дошкольные учреждения не относятся к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в постановлении правительства от 29 октября 2002г. № 781, заинтересованным лицом в судебное заседание не представлено. Тот факт, что в наименовании данных учреждений отсутствовали в определенный период времени слова «Детский сад» не может служить основанием, для отказа включить указанный период работы заявительницы в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Таким образом, периоды работы воспитателем с ** по ** в детском учреждении ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** по ** в детском учреждении Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** в должности воспитателя в детском учреждении дошкольного воспитания Администрации ..., с ** в детском учреждении ..., с ** в детском учреждении ..., не включены истице в педагогический стаж по мотиву, что указанное наименование учреждения не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, необоснованно, и эти периоды работы должны быть засчитаны истице в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Решение пенсионного фонда от ** об отказе в назначении истице пенсии за выслугу лет по этому мотиву является незаконным.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что указанные периоды работы в должности воспитателя должны быть зачтены истице в стаж педагогической деятельности. Решение пенсионного фонда в этой части является незаконным, в связи с этим исковые требования истицы в части включения этих периодов работы в педагогический стаж подлежат удовлетворению.

Считая незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании ... в части не включении истице в педагогический стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет этих периодов работы, суд учитывает, что статьи 6 (ч.2), 15 ( ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 ( ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчиком в судебное заседание не представлено.

Вывод суда соответствует требованиям ст. 19 Конституции РФ, которой гарантируется равенство прав и свобод без какой –либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 ( часть1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

С учетом включения указанных периодов работы в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, педагогический стаж истицы на момент ее обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 25 лет 0 месяцев 1 день.

В соответствии с разъяснения, данными Верховным Судом РФ, суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности, указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права.

В период рассмотрения дела истицы судом у нее такое право возникло с **

В связи с чем, надлежит обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» включить истице данные периоды работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, а также назначить пенсию с момента наступления права с **

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Пашковой Т.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** за в части отказа в назначении Пашковой Т.В. в досрочной трудовой пенсии по мотиву не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периодов работы с ** по ** в детском учреждении ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** по ** в детском учреждении Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** по ** в должности воспитателя в детском учреждении отдела дошкольного воспитания Администрации г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении г.Ангарска, в должности воспитателя детского учреждения.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» включить Пашковой Т.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периоды работы с ** в детском учреждении ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** в детском учреждении Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** в должности воспитателя в детском учреждении отдела дошкольного воспитания Администрации г.Ангарска, с ** в детском учреждении г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении г.Ангарска, в должности воспитателя детского учреждения.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Пашковой Т.В. пенсию с **

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Г. Малахова