Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Былинкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-907-12г. по иску Пашковой Т.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии У С Т А Н О В И Л : Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии. В обоснование своих исковых требований истица указала, что она обратилась к ответчику с заявлением ** о назначении ей досрочной пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», так как ее педагогический стаж работы составил 25 лет. Однако на основании решения пенсионного фонда от ** № ей было отказано в назначении пенсии, так как в педагогический стаж работы не включены периоды ее работы воспитателем с ** по ** в детском учреждении № **», с ** по ** в детском учреждении № ** с ** по ** в должности воспитателя в детском учреждении № ** с ** по ** в детском учреждении № г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении № г.Ангарска. Истица считает, что данные периоды работы незаконно не включены в педагогический стаж работы, поэтому ей незаконно отказали в назначении пенсии, в эти периоды работы она работала в детских учреждениях и ее работа была связана с воспитанием детей. Истица просит включить ей данные периоды работы в педагогический стаж и назначить пенсию. В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме, считает, что ей незаконно отказано в назначении пенсии, так как стаж ее педагогической работы составил 25 лет. Представитель ответчика Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования истицы не признала, представив письменные возражения, поддержанные в судебном заседании, указав, что истице обоснованно отказано в назначении пенсии, так как ее педагогический стаж работы менее 25 лет на момент обращения с заявлением о назначении пенсии. Выслушав истицу, представителя ответчика, суд с учетом всех обстоятельств дела, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению. Из материалов дела видно, что истица ** обратилась с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с наличием педагогического стажа в размере 25 лет. При обращении представила выписку из трудовой книжки, необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области № от ** истице отказано в назначении пенсии. Отказ основан на том, что в стаж работы в связи с педагогической деятельностью не включены данные периоды работы, так как указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 г. Согласно п.п. 19 ч.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» « Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; В соответствии с п.2. вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.» В соответствии с п.2. вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781. предусмотрена должность воспитателя в п.1 раздела наименование должностей. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» « В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** №. включает должность воспитателя, старшего воспитателя, воспитателя-методиста, заведующего и наименование учреждений – дошкольные общеобразовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка – детский-сад, ясли-сад (сад-ясли),детские ясли. Следовательно, действие списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, распространяется на все типы и виды государственных учреждений. Указанный список включает должность воспитателя. Истица ** обратилась с заявлением в Управление пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании ... о назначении пенсии за выслугу лет. Решением пенсионного фонда от ** № № отказано в назначении пенсии по выслуге лет. Отказ основан на том, что не включены в стаж педагогической работы периоды работы в дошкольных учреждениях, так как указанное наименование учреждения не предусмотрено Списками. С решением пенсионного фонда суд согласиться не может по следующим основаниям. Ранее Уставы детских учреждений не принимались. Согласно типовому уставу целью создания детских учреждений является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей. Согласно ст.12 федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1июля 1995 года № 677 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотре, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида. Все виды детских муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений без какого – либо исключения, перечисленные в Типовом положении, названы постановлением правительства от 22 сентября 1999 года № 1067. Истица в подтверждение своих доводов о том, что она работала в дошкольных учреждениях, которые занимались воспитанием детей представила документы : трудовую книжку, справки с места работы, Устав муниципального образовательного дошкольного учреждения № «Буратино», Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения» № Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения № «Брусничка», Устав муниципального образовательного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №», Постановления об изменения наименования детских учреждений. Истица работала в детском учреждении, которое является дошкольным учреждением, его деятельность направлена была за весь период его существования на воспитание и обучение детей в возрасте до семи лет. Суд считает, что дошкольные учреждения, где работала истица полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2. ст.16 ФЗ РФ «Об образовании». Доказательств, опровергающий данный вывод суда о том, что указанные дошкольные учреждения не относятся к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении и в постановлении правительства от 29 октября 2002г. № 781, заинтересованным лицом в судебное заседание не представлено. Тот факт, что в наименовании данных учреждений отсутствовали в определенный период времени слова «Детский сад» не может служить основанием, для отказа включить указанный период работы заявительницы в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Таким образом, периоды работы воспитателем с ** по ** в детском учреждении № ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** по ** в детском учреждении № Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** в должности воспитателя в детском учреждении № дошкольного воспитания Администрации ..., с ** в детском учреждении № ..., с ** в детском учреждении № ..., не включены истице в педагогический стаж по мотиву, что указанное наименование учреждения не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, необоснованно, и эти периоды работы должны быть засчитаны истице в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Решение пенсионного фонда от ** № об отказе в назначении истице пенсии за выслугу лет по этому мотиву является незаконным. В связи с этим, суд приходит к выводу, что указанные периоды работы в должности воспитателя должны быть зачтены истице в стаж педагогической деятельности. Решение пенсионного фонда в этой части является незаконным, в связи с этим исковые требования истицы в части включения этих периодов работы в педагогический стаж подлежат удовлетворению. Считая незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании ... в части не включении истице в педагогический стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет этих периодов работы, суд учитывает, что статьи 6 (ч.2), 15 ( ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 ( ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчиком в судебное заседание не представлено. Вывод суда соответствует требованиям ст. 19 Конституции РФ, которой гарантируется равенство прав и свобод без какой –либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 ( часть1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. С учетом включения указанных периодов работы в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, педагогический стаж истицы на момент ее обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 25 лет 0 месяцев 1 день. В соответствии с разъяснения, данными Верховным Судом РФ, суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности, указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права. В период рассмотрения дела истицы судом у нее такое право возникло с ** В связи с чем, надлежит обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» включить истице данные периоды работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, а также назначить пенсию с момента наступления права с ** Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Пашковой Т.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы, назначении пенсии удовлетворить. Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** за № в части отказа в назначении Пашковой Т.В. в досрочной трудовой пенсии по мотиву не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периодов работы с ** по ** в детском учреждении № ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** по ** в детском учреждении № Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** по ** в должности воспитателя в детском учреждении № отдела дошкольного воспитания Администрации г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении № г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении № г.Ангарска, в должности воспитателя детского учреждения. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» включить Пашковой Т.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периоды работы с ** в детском учреждении № ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** в детском учреждении № Сибирского филиала «Оргстройпроект», с ** в должности воспитателя в детском учреждении № отдела дошкольного воспитания Администрации г.Ангарска, с ** в детском учреждении № г.Ангарска, с ** по ** в детском учреждении № г.Ангарска, в должности воспитателя детского учреждения. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Пашковой Т.В. пенсию с ** Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Т.Г. Малахова