иски физ.лиц к Пенсионому Фонду РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Былинкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-903-12 по иску Атамановой И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском, указывая, что она более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей. ** она обратилась в Управление ПФР (ГУ) в АМО по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчиком вынесено решение от ** об отказе в установлении пенсии. Основанием для принятия указанного решения явился отказ ответчика зачесть в суммарную продолжительность педагогического стажа следующие периоды ее работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с **, со **, с **, с **, с **, с **, с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования. С ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Отказ ответчика мотивирован тем, что указанные учреждения не предусмотрены Списками, а также в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ. Профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78,78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года. Считает отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, т.к. она была принята музыкальным руководителем детских дошкольных учреждений. Детские учреждения являются муниципальными образовательным учреждением общеразвивающего вида. В период своей работы она осуществляла и продолжает осуществлять педагогическую деятельность в должности музыкального руководителя. Пенсионный фонд выборочно подошел к определению периодов ее работы в этом учреждении. Цели виды деятельности учреждения не менялись, что подтверждается Уставами учреждения, утвержденными в 1993 г., 2000 г., 2008 г. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении такие учреждения реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обшеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей. Просит признать незаконным решение от ** в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1. ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования, с ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения .

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, т.к. в указанные периоды она работала в должности музыкального руководителя муниципальных образовательных учреждений, занималась педагогической деятельностью.

Представитель ответчика Ганюшкина С. Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ** Атаманова И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области с заявлением о досрочном установлении трудовой пенсии по старости с учетом педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением № 141 от ** УПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости, так как не зачтены в суммарную продолжительность педагогического стажа периоды работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с **, в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования, с ** по ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения , на том основании, что указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 г.г., а также в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ. Профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78,78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до **

Истец не согласилась с решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО по Иркутской области, обратившись в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность музыкального руководителя.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления другим основанием для назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам является педагогическая деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей. К таким учреждениям постановление относит детские дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований, сады-ясли, детские ясли) и общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, лицей; гимназия; центр образования.

Следовательно, указанный список должностей и учреждений в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года включает должность музыкального руководителя и наименование учреждений – государственные и муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения и общеобразовательные учреждения.

В статье 16 ранее действующего закона РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 года, предусматривалось, что в целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказание необходимой помощи семье создаются детские ясли, детские сады, детские ясли–сады общего и специального назначения и другие детские дошкольные учреждения.

Согласно «Временному положению о дошкольном детском учреждении яслях - саде», утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 8 марта 1960 года №327 под детскими дошкольными учреждениями понимались ясли – сады, которые занимались воспитанием детей дошкольного возраста до семи лет.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 13 января 1996 года «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Указанной статьей к образовательным учреждениям отнесены следующих типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

В соответствии с Типовым положением о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16 детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Указанное типовое положение определяет различные типы и структуру детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666, дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а так же присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Все виды детских муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений, без какого – либо исключения, перечисленные в Типовом положении, названы Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) «Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования».

Как следует из трудовой книжки, истица в спорные периоды работала в детских учреждениях в должности музыкального руководителя.

Согласно справке, выданной заведующей МДОУ Уставов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский суд общеразвивающего вида является муниципальным образовательным учреждением общеразвивающего вида, целью создания ДУ является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида истица работает до настоящего времени.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вышеуказанное образовательное дошкольное учреждение полностью соответствует признакам образовательного учреждения, названного в пункте 2 ст. 18 ФЗ РФ «Об образовании».

Доказательств, подтверждающих доводы о том, что указанное детское учреждение не относятся к детскому саду, то есть к тем дошкольным учреждениям, которые названы в Типовом положении, в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, в постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и в постановлении Правительства РФ от ** , ответчиком суду не представлено.

Согласно архивной справке, выданной заведующей МБДОУ № работает в детском учреждении музыкальным руководителем с ** по настоящее время с нагрузкой на ставку заработной платы в количестве 24 часа в неделю.

Таким образом, судом установлено, что истица в спорные периоды и до настоящего времени работает в детском учреждении, которое на протяжении деятельности меняло своё наименование, однако не менялись цели и задачи учреждения и трудовая функция истца не менялась.

Отсутствие в наименовании детского учреждения его вида и слов «детский сад» не может служить основанием для отказа включить истицы периодов работы в указанном учреждении в стаж для установления досрочной трудовой пенсии. Ответчиком не представлено доказательств, что указанное дошкольное учреждение, работа в котором истцу не засчитана в суммарную продолжительность педагогической деятельности, не относится к детскому саду.

В соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до **, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

Суд не может согласиться с мнением представителя ответчика в этой части по следующим основаниям.

Согласно свидетельства о рождении, истица родила дочь Атаманову Ю.П., ** года.

Истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до **, когда ограничений не было.

Переход к новому правому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Применительно к положениям ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данная правовая норма означает, что содержащаяся в ее п.4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». В связи с этим возможно применение порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсии по ранее действующему законодательству.

Таким образом п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования ( независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года признано, что содержащаяся в п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» норма, не позволяющая учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречит Конституции РФ, однако не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истице период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должен быть зачтен в специальный стаж в полном объеме, так как данный отпуск ей был предоставлен до изменения законодательства и оформляя данный отпуск истица предполагала, что его длительность не повлияет на ее дальнейшее право на пенсию.

Таким образом, периоды работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** по **, со **, в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования, с ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное установление пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в должности воспитателя в указанных учреждениях.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению ее конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, истица на день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО по Иркутской области имела стаж педагогической работы 24 года 11 месяцев 24 дня, с учетом тех периодов работы, которые суд признал необходимым включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии с разъяснения, данными Верховным Судом РФ, суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности, указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права.

В период рассмотрения дела истицы судом у нее такое право возникло с **

Истица в судебном заседании согласилась с данным обстоятельством и согласна с назначением пенсии с **

Вместе с тем, согласно требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст. 19 закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом того, что истица работает в детском дошкольном учреждении по настоящее время, то право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью у нее наступает с **.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Атамановой И.А. Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** об Атамановой И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1. ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Ангарского ордена Ленина и ордена ** п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования, с ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения №

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области зачесть в стаж работы Атамановой И.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ** в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени п\о «Ангарскнефтеоргсинтез», с **, в должности музыкального руководителя в дошкольном учреждении Управления образования, с ** в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения .

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Атамановой И.А. досрочно трудовую пенсию по старости с **.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Судья Т.Г. Малахова