О внеочередном выделении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2012года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сидоренковой Т.Н., при секретаре Панамарчук К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1455-12г. по иску Кольцовой Е С. к Администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Кольцова Е.С. обратилась в суд с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований истица указала, что была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. На основании постановления мэра г.Ангарска №3527 от 12 декабря 20**г. истица была определена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилая площадь, согласно указанному постановлению, у истицы отсутствует. Затем истица была направлена на учебу в областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №51 с.Кимильтей, обучалась с 01 сентября 20**г. по 27 июня 20**г., где также находилась на полном государственном обеспечении. 21 сентября 20**г. истица обратилась в администрацию города с заявлением о принятии на учет. Истица на основании постановления главы г. Ангарска №2184-г от 16 ноября 20**г. была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не выделено. Мать истицы умерла, а отец был признан безвестно отсутствующим.

Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по г. Ангарску истица не имеет в собственности жилого помещения на территории Ангарского муниципального образования. В июне 20** года истица окончила ПУ-51 с.Кимильтей Иркутской области. Истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. В нарушение требований закона истице по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании обучения в образовательном учреждении профессионального образования предоставлено не было. В связи истица просит обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить жилое помещение во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм по договору социального найма по месту его жительства в г.Ангарске Иркутской области в размере не ниже 33 кв.м.

Кольцова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, так как другого жилья не имеет, проживает у родственников, окончила училище, жилого помещения на период оформления в детский дом у нее не было.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, также представлены письменные возражения

Рассмотрев материалы дела, выслушав истицу, суд с учетом всех обстоятельств дела, находит исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела действует Жилищный кодекс Российской Федерации, а также специальный закон, регулирующий спорные отношения – Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. Данный закон действует в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года №122 – ФЗ, внесшего изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года.

В соответствии с преамбулой ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст.1 ФЗ №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.5 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введение его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Частью 2 ст. 6 указанного закона определено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с частями 2, 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст.1 Закона Иркутской области №52-оз от 29 июня 2010г. «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Согласно ст.6 вышеназванного Закона «Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.»

Согласно ст.11 вышеназванного Закона «Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления несут ответственность за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством.»

Вышеназванным Законом утвержден перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Такими полномочиями наделен муниципальный район Ангарское муниципальное образование.

Данный Закон Иркутской области вступил в законную силу, опубликован в газете «Областная» за 12 июля 2010г. №78.

Правительством Иркутской области принято Постановление 24 сентября 2010г. №234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области.

Согласно данному порядку предоставление субвенций осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета.

Перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке с лицевого счета уполномоченного органа на единый счет местного бюджета.

Субвенции расходуются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на приобретение или строительство жилых помещений.

Судом установлено, что на основании постановления мэра г. Ангарска №3527 от 12 декабря 20**г. несовершеннолетняя Кольцова Е.С., 26 октября 19** года рождения определена в образовательное учреждение детский дом, так как осталась без попечения родителей, отец К. признан безвестно отсутствующим на основании решения Ангарского городского суда от 09 ноября 20**г., мать К. умерла 02 марта 20**г.

Жилая площадь, согласно указанному постановлению, у несовершеннолетней отсутствует.

Кольцова Е.С. 27 июня 20**г. окончила ОГОУ НПО «Профессиональное училище №51» г. Ангарска, что подтверждается копией диплома.

Кольцова Е.С. обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно постановлению главы города №2184-г от 16 ноября 20**г. Кольцова Е.С. принята на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот. Кольцова Е.С. жилым помещением не обеспечена.

29 декабря 20**г. вынесено постановление №2848-па администрацией Ангарского муниципального образования на основании которого Кольцовой Е.С. предоставлено жилое помещение общей площадью 33 кв. м (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 кв.м) по договору социального найма жилого помещения. В этом же постановлении предусмотрено, что комитет по управлению муниципальным имуществом администрации АМО должен заключить договор социального найма жилого помещения с Кольцовой Е.С. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами.

Таким образом, Кольцова Е.С., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующего от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Анализируя добытые доказательства, суд приходит к следующим выводам.

С 1 марта 2005 года Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования (пункт 6 части 1 статьи 16, статья 50).

В настоящее время принят Закон Иркутской области, которым определен порядок предоставления жилых помещений данной категории лиц. Органом, наделенным государственными полномочиями, определен муниципальный район - Ангарское муниципальное образование.

В силу части 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта Российской Федерации категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями закона Иркутской области такими государственными полномочиями наделены муниципальные районы в том числе, Ангарское муниципальное образование.

Представитель администрации Ангарского муниципального образования в своих возражениях указывает, что постановление о внеочередном предоставлении жилого помещения принято и при предоставлении субвенций, предоставленных на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, Кольцовой Е.С. будет предоставлено жилое помещение и с ней будет заключен договор социального найма, жилое помещение будет предоставлено по нормам предусмотренным законом..

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц переданы органам местного самоуправления. Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций. Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом.

В связи с этим суд приходит к выводу, что именно на администрацию Ангарского муниципального образования должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Кольцовой Е.С..

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Также суд не может принять во внимание, что в настоящее время принято постановление о предоставлении жилого помещения истцу, так как фактически жилое помещение не предоставлено, а будет выделено при условии выделения субвенций по обеспечению жильем данной категории граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению, так как Кольцова Е.С. имеет право на предоставление ей жилого помещения, как лицо, имеющее особый социальный статус и подлежащее особой защите со стороны государства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Кольцовой Е. С. к администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования обеспечить Кольцову Е. С., 26 октября 19** года рождения, уроженку г.** Иркутской области, жилой площадью вне очереди общей площадью 33 кв. м ( с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 кв. м ) по месту его жительства в городе Ангарске Иркутской области. По договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет составлено 03 апреля 2012г..

Судья :