О внеочередном предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре И. А. Ненашевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2435-12 по иску Кармадоновой М. Г. к администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кармадонова М. Г. обратилась в суд с иском, указывая, что она была принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ангарска от 30.12.2011 г. № 2680-г. В настоящее время она также состоит на учете в очереди нуждающихся в жилых помещениях под № 97. Никакого жилья для проживания она не имеет, т.к. жилое помещение, где она ранее проживала и закрепленное за ней в п. К. Читинской области, было признано непригодным для проживания. Ее отец Кармадонов Г. И. умер 16.08.19** г., мать лишена родительских прав и умерла 23.10.20** г. В 17 лет она поступила в Иркутский медицинский университет, где и продолжает обучение в настоящее время на 6 курсе. Она неоднократно обращалась в администрацию г. Ангарска о предоставлении ей какого-либо жилого помещения. Ее заявление было рассмотрено и администрацией АМО было принято решение о предоставлении ей жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма. Но до настоящего времени данное решение не исполнено, жилое помещение не предоставлено. Во время обучения в Иркутском медицинском университете ее семейное положение изменилось, поскольку 04.08.20** г. у нее родился сын Кармадонов М., мужа она не имеет. Считает, что ответчиком нарушаются не только ее права, но и права ее малолетнего ребенка в связи с чем считает, что ей должна быть предоставлена квартира на состав семьи два человека общей площадью 42 кв.м. Просит обязать ответчика предоставить ей на состав семьи два человека: на нее и ее сына Кармадонова М. И. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Ангарске не ниже установленных социальных норм общей площадью не менее 42 кв.м., как лицу, относящемуся к категории граждан дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и состоящие на учете в г. Ангарске в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истец Кармадонова М. Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования председатель КУМИ Лихачёва Н. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации АМО. Также представила письменные возражения, в которых указала, что исковые требования Кармадоновой М. Г. не признает. 30.01.2012 г. истцом было представлено заявление и полный пакет документов, предусмотренный Законом Иркутской области № 50-оз. Рассмотрев указанное заявление и прилагаемые документы администрация Ангарского муниципального образования вынесла постановление о предоставлении Кармадоновой М. Г. по договору социального найма жилого помещения. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязано заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от субвенций, которые предоставляются бюджету Ангарского муниципального образования на осуществление вышеуказанных областных государственных полномочий.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с преамбулой ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 1 ФЗ №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Кармадонова М. Г. родилась 30.10.19** года, что подтверждается свидетельством о рождении I**, родителями истца являются Кармадонова Т. З. - мать, отец – Кармадонов Г. И.

Кармадонова Т. З. на основании решения Могочинского районного суда Читинской области от 22.07.20** года лишена родительских прав в отношении Кармадоновой М. Г. Согласно свидетельству о смерти Кармадонова Т. З. умерла 23.10.20** г.

Отец истца – Кармадонов Г. И. умер 16.08.19** г.

Таким образом, судом установлено, что Кармадонова М. Г. осталась без попечения родителей, следовательно, она относится к категории лиц, имеющих право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Из постановления главы города Ангарска № 2680-г от 30.12.2011 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» следует, что Кармадонова М. Г. включена в список принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, как сирота, оставшаяся без попечения родителей.

31.01.2012 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения и предоставила полный пакет документов. Как следует из письменных возражений представителя ответчика, рассмотрев заявление истца, предоставленные документы, администрация Ангарского муниципального образования вынесла постановление о предоставлении Кармадоновой М. Г. по договору социального найма жилого помещения. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязан заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области.

До настоящего времени жилое помещение истцу Кармадоновой М. Г. не предоставлено, что ответчиком по делу не оспаривалось.

Таким образом, Кармадонова М. Г., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и обратившаяся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, имеет бесспорное право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

В качестве возражений по иску, ответчик указывает, что в связи с тем, что администрация Ангарского муниципального образования не располагает информацией, будут ли дополнительно предоставлены субвенции, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от размера субвенций, то в иске Кармадоновой М. Г. надлежит отказать.

Суд находит несостоятельными доводы ответчика по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22 июня 2010 года учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещённых в соответствии с законодательством об опеки и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Из статьи 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз следует, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии со ст.1 Закона Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Как следует из ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2010 года № 234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Статьёй 11 Закона предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством.

В Приложении № 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз содержится Перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Согласно этому Перечню областными государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями в Иркутской области наделено Ангарское муниципальное образование.

Суд считает, что нет оснований ставить бесспорное право Кармадоновой М. Г. на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения от наличия субвенций, предоставляемых бюджету Ангарского муниципального образования.

Как следует из статьи 11 Закона № 50-оз, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра, с учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Истец просит обязать администрацию города Ангарска предоставить истцу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей и её несовершеннолетнему сыну Кармадонову М. И., 20** года рождения, жилое помещение общей площадью жилого помещения в размере не менее 42 квадратных метров с учетом семьи численностью два человека.

Между тем, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и право на получение вне очереди после окончания пребывания в образовательном учреждении, или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок истца – Кармадонов М. И. к категории таких детей не относится, поэтому исковые требования истца подлежат удовлетворению частично. Ответчик обязан предоставить вне очереди жилое помещение только истцу – Кармадоновой М. Г. Получить жилое помещение дополнительно на сына истец имеет право в общем порядке.

В связи с этим исковые требований истца подлежат удовлетворению частично и ей, как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет, должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 33 квадратных метра общей площади по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и оснований для освобождения ответчика от обязанности по предоставлению жилого помещения не имеется. В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения размером, превышающим 33 кв.м. общей площади должно быть отказано.

На основании изложенного, исковые требования Кармадоновой М. Г. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кармадоновой М. Г. к администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования обеспечить Кармадонову М. Г., 30 октября 19** года рождения, уроженку п. К. Могочинского района Читинской области, жилым помещением вне очереди общей площадью 33 квадратных метра в городе Ангарске Иркутской области, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размера общей площади с увеличением или уменьшением не более чем на 5 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований Кармадоновой М. Г. к администрации Ангарского муниципального образования о предоставлении вне очереди жилого помещения в размере, превышающем 33 кв.м. общей площади - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения, то есть с **.

Судья