РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 мая 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре И. А. Ненашевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2152-12 по иску Коржаневского А. В. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском, указывая, что на основании Постановления главы города Ангарска от 18.06.2010 г. № 948-г «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданин, относящийся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать, Коржаневская И.В., умерла 10.11.20** г., а отец, Коржаневский В.В., решением Ангарского городского суда от 17.01.2006 года был лишен родительских прав. На основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 1740 от 16.06.2000 г. «Об установлении опеки над несовершеннолетним» Стеренчук Е.В. была назначена опекуном над ним. На момент установления опеки жилой площади и имущества за ним закреплено не было, о чем свидетельствует запись в постановлении мэра АМО. После окончания школы № ** в 20** г., в период с 01.09.200**г. по 30.06.200**г. он проходил обучение в ПУ № ** г. Ангарска, где находился на полном государственном обеспечении. За время обучения в ПУ жилья за ним закреплено не было. 06.05.20** г. он обратился в Администрацию г. Ангарска с заявлением о принятии на учет на внеочередное получение жилья, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 18.06.20** г. было вынесено постановление главы г. Ангарска о включении его в список на внеочередное получение жилья. 14.02.2011 г. он повторно обратился в Администрацию АМО, т.к. жить ему было негде и Администрацией было вынесено постановление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от 11.03.2011 г. № 346-па, где было указано Администрации АМО заключить с ним договор социального найма жилого помещения в течение 14 дней. До сегодняшнего дня жилое помещение так и не предоставлено. Поскольку своего жилья у него нет, то он вынужден временно проживать там, где придется: то у знакомых, то просто у добрых людей. Бездействием ответчика грубо нарушены его права, в том числе и право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке в черте города Ангарск, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте города Ангарск, площадью не менее 33 кв.м. с учетом требований ст. 4 п. 11 Закона Иркутской области от 22.06.20** г. № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Истец Коржаневский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования председатель КУМИ Гулин Е.Л., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации АМО. Также представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования Коржаневского А.В. не признает. 14.02.2011 г. истцом было представлено заявление и полный пакет документов, предусмотренный Законом Иркутской области № 50-оз. Рассмотрев указанное заявление и прилагаемые документы администрация Ангарского муниципального образования вынесла постановление о предоставлении Коржаневскому А.В. по договору социального найма жилого помещения. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязан заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от субвенций, которые предоставляются бюджету Ангарского муниципального образования на осуществление вышеуказанных областных государственных полномочий. Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с преамбулой ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 1 ФЗ №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Коржаневский А.В. родился 12 мая 19** года, что подтверждается свидетельством о рождении **, родителями истца являются Коржаневская И.В. - мать, отец – Коржаневский В.В. Коржаневская И.В. - мать, умерла 10.11.20** г., что подтверждается свидетельством о смерти **. Решением Ангарского городского суда от 17.01.2006 года отец истца - Коржаневский В.В. лишен родительских прав в отношении Коржаневского А.В. Таким образом, судом установлено, что Коржаневский А.В. остался без попечения родителей, следовательно, он относится к категории лиц, имеющих право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Из постановления главы города Ангарска № 948-г от 18.06.2010 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» следует, что Коржаневский А.В. включен в список принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, как сирота, оставшаяся без попечения родителей. 14.02.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения и предоставила полный пакет документов. Как следует из письменных возражений представителя ответчика, рассмотрев заявление истца, предоставленные документы, администрация Ангарского муниципального образования подготовила постановление о предоставлении Коржаневскому А.В. по договору социального найма жилого помещения. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязан заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. До настоящего времени жилое помещение истцу Коржаневскому А.В. не предоставлено, что ответчиком по делу не оспаривалось. Таким образом, Коржаневский А.В., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и обратившийся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, имеет бесспорное право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривалось. В качестве возражений по иску, ответчик указывает, что в связи с тем, что администрация Ангарского муниципального образования не располагает информацией, будут ли дополнительно предоставлены субвенции, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от размера субвенций, то в иске Коржаневскому А.В. надлежит отказать. Суд находит несостоятельными доводы ответчика по следующим основаниям. Согласно ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22 июня 2010 года учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещённых в соответствии с законодательством об опеки и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Из статьи 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз следует, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. В соответствии со ст.1 Закона Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Как следует из ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 20** года № 52-оз финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2010 года № 234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области». Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Статьёй 11 Закона предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством. В Приложении № 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз содержится Перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Согласно этому Перечню областными государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями в Иркутской области наделено Ангарское муниципальное образование. Суд считает, что нет оснований ставить бесспорное право Коржаневского А.В. на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения от наличия субвенций, предоставляемых бюджету Ангарского муниципального образования. Как следует из статьи 11 Закона № 50-оз, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра, с учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. На основании изложенного, исковые требования Коржаневского А.В. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Корженевского А. В. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить. Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Корженевскому А. В., 12 мая 19** года рождения, уроженцу г. З. Иркутской области, жилое помещение вне очереди общей площадью 33 квадратных метра в городе Ангарске Иркутской области, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размера общей площади с увеличением или уменьшением не более чем на 5 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения, то есть с 10 мая 2012 года. Судья