РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Е. Г. Бутиной, при секретаре И. А. Ненашевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-274-12 по иску Рукасуевой Ю. И.к администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском, указывая, что на основании Постановления главы города Ангарска от 21.02.2008 г. №м 237-г «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданин, относящийся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Ангарского городского суда от 12.02.2003 года ее мать Рукасуева С.Н. и отец Рукасуев И.А. были лишены родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении нее. На основании постановления мэра Ангарского муниципального образования № 1378 от 28.05.2003 г. «Об установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними, назначении денежных средств» ее старший брат – Рукасуев Р.И., был назначен опекуном над ней и ее братьями. Поскольку в это время была жива ее бабушка – Рукасуева З.Ф., они все вместе проживали у нее в квартире. Согласно Постановления мэра Ангарского муниципального образования № 86 от 30.01.2006 г. «Об установлении попечительства над несовершеннолетними» Рукасуев Р.И. был освобожден от исполнения обязанностей опекуна несовершеннолетнего Рукасуева Н.И. 11.11.19** г.р. и попечителя несовершеннолетнего Рукасуева А.И. 17.07.19** г.р., а она была назначена попечителем ее несовершеннолетних братьев. С этого времени и по 2007 г. они продолжали проживать у их бабушки. После того, как квартиру, в которой они проживали и которая принадлежала ее бабушке была продана ее дядей, она с братьями осталась без крыши над головой. С этого времени и по настоящее время она снимает квартиру. 29.12.2007 г. она обратилась в Департамент по управлению муниципальным имуществом с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она относится к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Рассмотрев ее заявление глава города Ангарска постановил, принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданина из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Постановление мэра г. Ангарска № 237-г от 21.02.2008 г. На момент принятия ее на учет номер ее очереди составлял 61, что подтверждается справкой вр.и.о. начальника департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска № 4347 от 26.10.2011 г. До сегодняшнего дня жилое помещение так и не предоставлено. Поскольку своего жилья у нее нет, то она вынуждена временно проживать на снимаемой квартире. Бездействием ответчика грубо нарушены ее права, в том числе и право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке в черте города Ангарска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте города Ангарск, площадью не менее 33 кв.м. с учетом требований ст. 4 п. 11 Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Истец Рукасуева Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования председатель КУМИ Гулин Е.Л., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации АМО. Также представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования Рукасуевой Ю.И. не признает. Предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от субвенций, которые предоставляются бюджету Ангарского муниципального образования на осуществление вышеуказанных областных государственных полномочий. На сегодняшний день администрация Ангарского муниципального образования не располагает конкретно информацией, буду ли дополнительно предоставлены субвенции в 2011 г., а также информацией о размере субвенций на 2012 год. Также указал, что истцом в администрацию Ангарского муниципального образования на момент рассмотрения гражданского дела не представлено заявление и полный пакет документов, предусмотренный Законом Иркутской области № 50-оз. Просит в иске Рукасуевой Ю.И. отказать. В ходе рассмотрения гражданского дела представитель администрации Ангарского муниципального образования представил дополнение к возражениям, в которых указал, что 14.12.2011 г. истцом было представлено заявление и полный пакет документов, предусмотренный Законом Иркутской области № 50-оз. Рассмотрев указанное заявление и прилагаемые документы администрация Ангарского муниципального образования подготовила проект постановления о предоставлении Рукасуевой Ю. И. по договору социального найма жилого помещения. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязан заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Представитель третьего лица администрации города Ангарска Наумова Л.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации города Ангарска. Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с преамбулой ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 1 ФЗ №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Рукасуева Ю.И. родилась 07 декабря 19** года, что подтверждается свидетельством о рождении, родителями истца являются Рукасуева С.Н - мать., отец – Рукасуев И.А. Решением Ангарского городского суда от 12.02.2003 года мать и отец истца - Рукасуевой Ю.И. лишены родительских прав в отношении Рукасуевой Ю.И., Рукасуева А. И., Рукасуева Н. И. Таким образом, судом установлено, что Рукасуева Ю.И. осталась без попечения родителей, следовательно, она относится к категории лиц, имеющих право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Из постановления главы города Ангарска № 237-г от 21.02.2008 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» следует, что Рукасуева Ю. И. включена в список принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, как сирота, оставшаяся без попечения родителей. Справкой № 4347 от 26.10.2011 г., выданной ДУМИ администрации города Ангарска, подтверждается, что Рукасуева Ю. И., как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 14.12.2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения и предоставила полный пакет документов. Как следует из письменных возражений представителя ответчика, рассмотрев заявление истца, предоставленные документы, администрация Ангарского муниципального образования подготовила проект постановления о предоставлении Рукасуевой Ю. И. по договору социального найма. Указанным постановлением КУМИ администрации Ангарского муниципального образования обязан заключить договор в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. До настоящего времени жилое помещение истцу Рукасуевой Ю.И. не предоставлено, что ответчиком по делу не оспаривалось. Таким образом, Рукасуева Ю.И., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и обратившаяся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, имеет бесспорное право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались. В качестве возражений по иску, ответчик указывает, что в связи с тем, что администрация Ангарского муниципального образования не располагает информацией, будут ли дополнительно предоставлены субвенции в 2011 году, а также не обладает информацией о размере субвенций на 2012 год, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма зависит от размера субвенций, то в иске Рукасуевой Ю.И. надлежит отказать. Суд находит несостоятельными доводы ответчика по следующим основаниям. Согласно ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22 июня 2010 года учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещённых в соответствии с законодательством об опеки и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Из статьи 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз следует, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. В соответствии со ст.1 Закона Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Как следует из ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2010 года № 234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области». Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Статьёй 11 Закона предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством. В Приложении № 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз содержится Перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Согласно этому Перечню областными государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями в Иркутской области наделено Ангарское муниципальное образование. Суд считает, что нет оснований ставить бесспорное право Рукасуевой Ю.И. на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения от наличия субвенций, предоставляемых бюджету Ангарского муниципального образования. Как следует из статьи 11 Закона № 50-оз, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра, с учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. На основании изложенного, исковые требования Рукасуевой Ю.И. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Рукасуевой Ю. И. к администрации Ангарского муниципального образования о внеочередном предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Ангарского муниципального образования обеспечить Рукасуеву Ю. И., 07 декабря 19** года рождения, уроженку г. Ангарска Иркутской области, жилым помещением вне очереди общей площадью 33 квадратных метра в городе Ангарске Иркутской области, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размера общей площади с увеличением или уменьшением не более чем на 5 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения, то есть с 24 января 2012 года. Судья