о предоставлении жилого помещения



Резолютивная часть РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахабутдинова В.Ю. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям,

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сахабутдинова В.Ю. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Сахабутдинов В.Ю.. ** года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахабутдинова В.Ю. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям,

УСТАНОВИЛ:

С исковым заявлением к администрации Ангарского муниципального образования обратился Сахабутдинов В.Ю. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В обоснование заявленных требований указал, что он на основании решения Ангарского городского суда от ** остался без попечения родителей, которые были лишены родительских прав. Жилое помещение за ним не закреплялось, истец находился под опекой Зыковой Т.И.. На основании заявления истца постановлением Савватеевского МО 07. мая 2010г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вне очереди. На основании заявления истца главой администрации АМО вынесено постановление -па от ** о предоставлении Сахабутдинову В.Ю. жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма. В п.2 постановления указано, что администрация обязана заключить договор социального найма жилого помещения с Сахабутдиновым В.Ю. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций предоставленных бюджету АМО из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в .... Однако в нарушение федерального и областного законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение о предоставлении истцу конкретного жилого помещения администрацией АМО не принято, договор социального найма жилого помещения с ним не заключен.

Истец – Сахабутдинова В.Ю., ** года рождения, в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные заявленным требованиям, дополнительно указал, что жилым помещением на момент рассмотрения дела не обеспечен, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Ответчик по делу – администрация Ангарского муниципального образования, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, представителя для участия в рассмотрении дела не направила, суду представлено и.о.председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского муниципального образования Лихачёвой Н.В. ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика. На исковое заявление суду представлено возражение, в котором указывается на то, что предоставление жилого помещения истцу по договору социального найма зависит, прежде всего, от размера субвенций, которые предоставляются бюджету Ангарского муниципального образования, с заявленными требованиями не согласилась, полагает, что Администрацией АМО постановление о предоставление жилья истцу принято, но жилье будет предоставлено по поступлении субвенций в бюджет МО.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, учитывая представленные ответчиком возражения на иск, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно решению Ангарского городского суда от ** по иску Зыковой Т.И., заявленного в интересах несовершеннолетнего Сахабутдинова В.Ю., мать истца Сахабутдинова О.В., отец истца Сахабутдинов Ю.К. были лишены родительских прав в отношении Сахабутдинова В.Ю..

На основании постановления мэра Ангарского МО от ** опекуном Сахабутдинову В.Ю. была назначена Зыкова Т.И., проживающая по адресу: ..., в данном постановлении указано, что у истца жилая площадь отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются представленным суду решением Ангарского городского суда, постановлением мэра Ангарского МО от ** и справкой Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства ... от **.

Кроме того, представленной в материалы дела справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ** подтверждается отсутствие у истца в собственности квартир и домовладений, что также подтверждается уведомлением Управления Росреестр по ... от ** .

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ** №159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанный Федеральный закон № 159-ФЗ регулирует вопросы обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В силу ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ** № 189-ФЗ. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи Федеральный закон № 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ** Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (статья 57 ЖК Российской Федерации).

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Так, в целях реализации полномочий по установлению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещении был принят ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...".

Согласно п.п. 1,3,5,9,10,11 ст. ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ..." детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

Согласно ст. ... от ** -оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...», вступившего в силу с **, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии с ... от ** N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ..." указанными полномочиями наделено Ангарское муниципальное образование.

Исходя из пункта 6 части 1 статьи 16, статьи 50 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования.

В связи с изложенным, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, частью 2 ст.18 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Судом установлено, что истец Сахабутдинова В.Ю., ** года рождения, на основании заявления был принят постановлением Главы администрации Савватеевского МО сельского поселения от ** на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой зам.главы администрации СМО СП от **.

Согласно заявления Сахабутдинова В.Ю., ** года рождения, было вынесено Главой администрации Ангарского муниципального образования ** за -па постановление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как сироте. В котором постановлено о предоставлении жилого помещения Сахабутдинову В.Ю. общей площадью 33 квадратных мета (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 квадратных метров) по договору социального найма. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (Гулин Е.Л.) в п.2 данного постановления указано заключить договор социального найма жилого помещения с Сахабутдиновым В.Ю. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ....

Установленные судом обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела постановлением Главы администрации Ангарского муниципального образования ** за -па, возражением на иск и не оспариваются ответчиком по делу.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец в соответствии с законом относится к лицам, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие принятие ответчиком от истца заявления и вынесения постановления о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, заключения с ним договора социального найма в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ....

Однако применённое судом федеральное и областное законодательство не ставит в зависимость предоставление жилого помещения Сахабутдинову В.Ю. от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на указанный учет.

Вопросы финансирования, размера предоставления субвенций муниципальному образованию на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма, должны разрешаться участниками бюджетных правоотношений.

Тем более, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе ... об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. На 2012 год ... от ** -ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год» также предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в размере 150000000 рублей.

Каждый гражданин по своему усмотрению в соответствии со ст.9 ГК РФ осуществляет принадлежащие ему гражданские права, истец обратилась за защитой своих прав в суд.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что истец не является участником бюджетных правоотношений, а поэтому отсутствие финансирования Ангарского муниципального образования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных и областных полномочий в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, не может являться основанием для отказа в принятии решения о предоставлении жилого помещения.

Суд, исходя из того, что на момент рассмотрения дела, ответчиком не представлено суду доказательств предоставления конкретного жилого помещения истцу, заключения с ним договора социального найма, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме и обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Сахабутдинов В.Ю., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сахабутдинова В.Ю. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Сахабутдинову В.Ю.. ** года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья

С П Р А В К А

Мотивированный текст решения Ангарского городского суда от ** по гражданскому делу по иску Сахабутдинова В.Ю. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории ..., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям изготовлен **

Судья