другие жилищные споры



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Былинкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошкаровской Т.В. к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что Решением Ангарского городского суда от ** установлен факт оставления Кошкаровской Т.В. без попечения родителей с **. Согласно Постановления главы администрации АМО от ** «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» Кошкаровской Т.В. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 квадратных метров) по договору социального найма жилого помещения. Администрации Ангарского муниципального образования заключить договор социального найма жилого помещения с Кошкаровской Т.В. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Однако, данное поручение КУМИ администрации Ангарского муниципального образования не исполнено, поскольку жилое помещение ей не предоставлено.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования не явился, извещены судом надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные возражения. В возражениях указали, что действительно в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», одной из дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей – сирот является обеспечение их органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Считает, что в силу ст. 5 Закона № 159-ФЗ, предусмотренные гарантии для детей-сирот, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Уполномоченным органом определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Статьей 5 Закона № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Иркутской области», предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией закона производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Указывает, что статья 86 «Расходные обязательства муниципального образования» предусматривает, что расходные обязательства исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.

Представитель третьего лица Администрации г.Ангарска не явился, извещены судом надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Кошкаровская Т.В. родилась **, что подтверждается свидетельством о рождении, паспортом истца.

Решением Ангарского городского суда от ** установлен факт оставления Кошкаровской Т.В. без попечения родителей с **.

На основании Постановления главы города Ангарска от 12.01. 2011 г. О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Кошкаровская Т.В. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного получения того помещения по договорам социального найма.

** Главой Администрации Ангарского муниципального образования А.А. Медко было вынесено Постановление -па о предоставлении ей жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра по договору социального найма. При этом Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования поручено заключить с ней договор социального найма жилого помещения в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения.

Согласно сведениям из Ангарского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» на ** квартир и домовладений в ее собственности не имеется, что подтверждается справкой от ** Из представленного уведомления Ангарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ** следует, что сведений о зарегистрированных на ее имя правах объекты на недвижимое имущество не имеется.

Данное обстоятельство ответчиком по делу не оспаривалось.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим только реализацию Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз и Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещённых в соответствии с законодательством об опеки и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Из статьи 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз следует, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Как следует из ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2010 года № 234-пп «О порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Статьёй 11 Закона предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в порядке, установленном законодательством.

В Приложении № 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз содержится Перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Согласно этому Перечню областными государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями в Иркутской области наделено Ангарское муниципальное образование.

Как следует из статьи 11 Закона № 50-оз, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

На основании изложенного, исковые требования Кошкаровской Т.В. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кошкаровской Т.В. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности обеспечить жилой площадью, удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования обеспечить Кошкаровскую Т.В., ** года рождения, уроженку ..., жилым помещением вне очереди общей площадью 33 квадратных метра в городе Ангарске Иркутской области, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размера общей площади с увеличением или уменьшением не более чем на 5 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца, со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Г. Малахова