РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 апреля 2012г. Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сидоренковой Т.Н. при секретаре Панамарчук К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-266-12г. по иску Батьковой Е. Д., Сенотрусова Н. Р. к Администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском о предоставлении им жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование своих исковых требований Батькова Е.Д. указала, что на основании договора приватизации от 07 февраля 1994г. является собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Ангарск, ..., состоящую из двух комнат. Истица указывает, что у нее несовершеннолетний сын, который проживает с ней, но в квартире не зарегистрирован. Истице установлена вторая группа инвалидности бессрочно, инвалидность установлена в связи с хроническим психическим заболеванием, в соответствии с законом истица имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения в виде отдельной комнаты, ее заболевание входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В июле 2001г. истица принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как страдает заболеванием, истица неоднократно обращалась по поводу предоставления ей жилого помещения вне очереди, но вопрос данный не решен. В связи с этим истица просит обязать администрацию г.Ангарска предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение во внеочередном порядке, соответствующее нормам жилой площади, установленным законодательством Российской Федерации, не менее 31.92 кв.м. Аналогичные требования предъявлены и в интересах несовершеннолетнего, размер жилой площади рассчитан с учетом членов семьи 2 человека. В дальнейшем истица уточнила свои исковые требования и просила предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение с учетом наличия у нее права на дополнительную жилую площадь. В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования в части предоставления ей жилого помещения вне очереди, просила выделить ей жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь. Сенотрусов Н.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истицы на основании доверенности Сизенов Д.Н. считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению, так как она имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке, данное жилое помещение ей должно быть выделено с учетом членов ее семьи, а именно несовершеннолетнего сына и с учетом права на дополнительную площадь. Представитель администрации г.Ангарска на основании доверенности Наумова Л.М. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании, представитель администрации исковые требования не признавала, считает, что на них не лежит обязанность по обеспечению истицы и членов ее семьи жилым помещением. Рассмотрев материалы дела, выслушав истицу и ее представителя Сезенова Д.Н., суд с учетом всех обстоятельств дела, находит исковые требования истицы к администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке подлежащими удовлетворению, в иске Сенотрусову Н.Р. о предоставлении жилого помещения надлежит отказать. Из материалов дела видно, что истица является собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Ангарск, ... общей площадью 40.3 кв.м на основании договора приватизации, состав ее семьи 2 человека. Истице установлена группа инвалидности по психическому заболеванию и истица имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения, с учетом ее заболевания невозможно проживание в одной квартире с другими гражданами, кроме того истица имеет право на дополнительную жилую площадь. Судом установлено, что истица является инвалидом, инвалидность ей в настоящее время установлена бессрочно. У истицы имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. Данные обстоятельства подтверждаются представленными документами и не оспаривались сторонами, именно в связи с этим истица обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом также установлено, что Батькова Е.Д. включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Батькова Е.Д. состоит со 2 июля 2001г., основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий послужила врачебная справка. Постановление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено 02 июля 2001г. №1997. До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено. Истица проживает в квартире совместно со своими родителями, которые также являются сособственниками жилого помещения. Совместно с истицей проживает ее сын, который в квартире не зарегистрирован. Сенотрусов Н.Р. зарегистрирован по адресу: г.Ангарск, ..., данная квартира на праве собственности принадлежит Сенотрусову А.А.. Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, перечень заболеваний предусматривает и заболевание, имеющееся у Батьковой Е.Д.. В период написания истицей заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовал Жилищный кодекс РСФСР, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялась по данным нормам. Представитель ответчика, не оспаривая право истицы на внеочередное получение жилой площади, считает, что поскольку истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г., то она имеет право на предоставление во внеочередном порядке ей социальной выплаты на приобретение жилья. Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность. В связи с этим все учетные дела на основании принятого решения были переданы в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району, на которых лежит обязанность предоставить истице субсидию на приобретение жилого помещения в собственность. Учетное дела Батьковой Е.Д. было передано в Департамент социальной защиты 02 марта 2006г., на основании распоряжения № от 18 января 2006г. Анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч.1,2 ст.4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» « Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат. Предоставление социальных выплат гражданам производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.» Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 31 «О социальной защите инвалидов В Российской Федерации», следует, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).» Из данной статьи следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям, и потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом этого, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Истица выбрала способ защиты своего права путем предоставления ей жилого помещения, это ее право. В связи с этим исковые требования истицы Батьковой Е.Д. подлежат удовлетворению, и на администрацию города Ангарска должна быть возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке. Аналогичные требования предъявлены и Сенотрусовым Н.Р., который просит при предоставлении жилой площади, учесть в составе семьи и его, эти требования предъявлены и Батьковой Е.Д.. В дальнейшем истица просила учесть ее право на дополнительную площадь. Согласно ст. 6 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» «Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.» Анализируя доказательства в этой части, суд приходит к следующим выводам» На территории г.Ангарска действует Постановление от 30 марта 2005г. «1068 «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» согласно которому установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи численностью один человек – 33 кв.м общей площади жилого помещения, на состав семьи два человека эта норма установлена 42 кв.м. Из материалов учетного дела видно, что при поставке на учет Батькова Е.Д. просила поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, состав семьи указывала один человек, в дальнейшем обращаясь с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения, так же не указывала, что у нее есть несовершеннолетний сын, который проживает с ней. Сенотрусов Н.Р. был зарегистрирован в жилом помещении совместно со своим отцом Сенотрусовым Р.А., который умер 14 февраля 2011г.. Из акта жилищный органов от 23 января 2012г. следует, что несовершеннолетний фактически проживает со своей матерью Батьковой Е.Д.. Истица просит предоставить ей жилое помещение с учетом состава ее семьи 2 человека, однако суд приходит к выводу, что жилое помещение истице должно быть предоставлено без учета членов семьи, так как именно истица имеет право на получение жилого помещения вне очереди, Сенотрусов Н.Р. таким правом не пользуется, поэтому жилое помещение должно быть выделено Батьковой Е.Д. по нормам установленным на территории г.Ангарска, в размере не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения. При этом суд учитывает, что истице на праве собственности принадлежит 1\4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, что по размере составляет 10.07 кв.м (40.3\4). Истица также просит учесть, что имеет право на дополнительную площадь в размере не менее 10 кв.м. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17 в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817. В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют право на дополнительную площадь при обеспечении жилым помещением при условии, что они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817, заболевание истицы в указанный перечень входит, что подтверждается заключением комиссии. При этом суд учитывает, что такое право истицы на предоставление ей дополнительной площади было предусмотрено и Приказом МЗ СССР №330 от 13 января 1983г., что подтверждается справкой, имеющейся в учетном деле. В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181 (до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ) и п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 предусматривалось, что при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь. Истица состоит у ответчика на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно право на дополнительную площадь возникло у истицы в период до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и утверждения Перечня от 21.12.2004 г. В связи с этим жилое помещение должно быть предоставлено истице с учетом ее права на дополнительную жилую площадь, при этом суд учитывает, что у истицы имеется право собственности на долю в праве общей долевой собственности на квартиру, что соответствует 10.07 кв.м. С учетом этого истице должно быть предоставлено жилое помещение размером 32.93 кв. м (33+10 -10.07). Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Батьковой Е. Д. к Администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить, в иске Сенотрусову Н. Р. к Администрации г.Ангарска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать. Обязать администрацию г.Ангарска предоставить Батьковой Е. Д. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в размере 32.93 кв.м общей площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда, которое будет составлено 11 апреля 2012г. Судья: