признание незаконным отказв в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куркутовой Э.А., при секретаре Ефремовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1958-12 по иску Камогорцева А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании ... о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с момента обращения с заявлением,

УСТАНОВИЛ:

Истец Комогорцев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с момента обращения с заявлением, указав что, он ** обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, представив необходимые документы.

Однако, Управление пенсионного фонда РФ, рассмотрев представленные документы, приняло решение от ** «Об отказе в назначении трудовой пенсии», не включив в медицинский стаж следующие периоды работы: с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи.

Истец не может согласиться с указанным решением поскольку в указанные периоды он оказывал первую медицинскую помощь населению города в учреждении, которое подчинялось Городскому отделу здравоохранения Иркутской области, как и в остальные периоды, когда учреждение имело юридически правильное наименование «Городская станция скорой медицинской помощи».

Просил признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в АМО Иркутской области от ** в части отказа включить в стаж Комогорцеву А.А. периоды работы с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи для досрочного назначения трудовой пенсии по старости; включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии ; обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, т.е. с **.

В судебном заседании истец подержал исковые требования, а также доводы, указанные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области Ганюшкина С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, рассмотрев материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Комогорцева А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 9 постановления №25 от 20 декабря 2005г. пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено:

Комогорцев А.А. ** был принят фельдшером выездной бригады Городской скорой помощи, с ** в связи с реорганизацией Городская скорая помощь вошла в состав и стала структурным подразделением Больницы скорой медицинской помощи: отделение по обслуживанию вызовов. С ** отделение вызовов переименовано в станцию скорой медицинской помощи. С ** подразделение станция скорой медицинской помощи переименовано в станцию скорой и неотложной медицинской помощи. С ** подразделение станция скорой и неотложной медицинской помощи переименовано в станцию скорой медицинской помощи. С ** в связи с реорганизацией станция скорой медицинской помощи была выделена из состава Городской больницы скорой медицинской помощи на полную административную и хозяйственную самостоятельность и стала учреждением Станция скорой медицинской помощи. С ** в связи с окончанием института переведен на должность врача-интерна. С ** переведен на должность врача выездной бригады станции скорой и неотложной помощи. С ** Станция скорой медицинской помощи переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения Станция скорой и неотложной помощи. С ** МУЗ Станция скорой и неотложной помощи переименовано в МУЗ Станция скорой медицинской помощи. С ** в связи с реорганизацией указанное учреждение вошло в состав и стало структурным подразделением МУЗ Больница скорой медицинской помощи. С ** переведен на Станцию скорой медицинской помощи в кардиологическую бригаду на должность врача выездной бригады. С ** переведен на должность врача выездной бригады Станции скорой медицинской помощи, где работает по настоящее время. С ** Городская больница переименовано в Городскую больницу скорой медицинской помощи. На основании Постановления администрации АМО -па от ** МУЗ Больница скорой медицинской помощи зарегистрировано в МАУЗ АМО Больница скорой медицинской помощи, что подтверждается трудовой книжкой на имя истца и справкой МАУЗ АМО Больница скорой медицинской помощи, подписанной гл.врачом Басмановым Б.Г.

**. Комогорцев А.А. обратился с заявлением в Пенсионный фонд РФ по АМО Иркутской области.

** Решением Управления Пенсионного фонда РФ в АМО Иркутской области истцу было отказано в назначении пенсии, так как суммарная продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 20 лет 1 месяц 2 дня (требуется 30 лет).

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы истца : с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи, так как наименование учреждения и структурного подразделения организации не предусмотрено Списками 1991г. (мед.), 1999г. (мед.), 2002г. (мед.) и п.6 Правил 2002.

Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований истца, суд руководствуется следующим:

Согласно ст.27 п.1 пп.20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. - Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06 сентября 1991г. (далее Список 1991 (мед.) были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999г. (далее Список 1999 (мед.) были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал, фельдшер; учреждения : Больница городская скорой медицинской помощи, Станция скорой медицинской помощи.

Списком должностей и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002г. (далее Список 2002 (мед.) предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, фельдшер; учреждения : Больницы всех наименований, Станции: скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи.

Судом установлено, что истец с 12.03.1982г. и по настоящее время работает только в одном медицинском учреждении, которое неоднократно меняло свое наименование и в спорные периоды наименование учреждения не соответствовало наименованиям, указанным в Списках, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, периоды работы когда учреждение, в котором работает истец, называлось : Больница скорой медицинской помощи, МУЗ Станция скорой медицинской помощи были включены ответчиком в стаж работы, дающий истцу право на назначении досрочной трудовой пенсии.

Между тем, из Устава муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой и неотложной помощи», зарегистрированного Постановлением Мэра г. Ангарска от 05.03.1994г. следует, что основной задачей деятельности учреждения является оказание скорой и неотложной помощи больным и пострадавшим в соответствии с достижениями современной медицинской науки, перевозка больных нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявке врачей и администрации муниципальных учреждений здравоохранения; лечебно-профилактические мероприятия. В соответствии с Уставом МУЗ «Больница скорой медицинской помощи» от 18.12.2002г., целью деятельности учреждения является обеспечение гарантированного объема и качества медицинской помощи населению АМО в соответствии с действующими законодательными актами в области здравоохранения и базовой федеральной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно должностной инструкции фельдшера бригады скорой медицинской помощи, на должность фельдшера назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело»; при выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады, фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе бригады он действует под руководством врача.

Из должностной инструкции врача выездной бригады скорой медицинской помощи следует, что на должность врача скорой медицинской помощи назначается специалист с высшим образованием по специальности «лечебное дело», в обязанности которого входит оказание скорой медицинской помощи.

Согласно п. 10 постановления №25 от 20 декабря 2005г. Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на пенсию» « при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Ст. 81 Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действующего в период спорной работы истца, было закреплено право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. При этом Закон не содержал условий о ведомственной подчиненности, форме собственности, наличии статуса юридического лица лечебного заведения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в котором было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным списком были предусмотрены должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком 1991 (мед.), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком 2002 (мед.).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Работа истца в спорный период в качестве с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности других работников, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и не свидетельствует о существовании таких различий, в связи с чем, суд считает, что отказ ответчика зачесть данный период работы в специальный стаж противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ч. 1 ст. 39, ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Согласно Общероссийскому классификатору занятий. ОК010-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 298, должностными обязанностями фельдшеров является оказание лечебно-профилактической, санитарно-профилактической и первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях.

Между тем, действующие в период спорной работы истца нормативно-правовые акты не содержали условий о ведомственной подчиненности, форме собственности, наличии статуса юридического лица лечебного заведения. П.32.20 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Госкомстатом СССР 17.09.1987г., было предусмотрено, что работники медперсонала (врачи, медсестры) в отчет по труду предприятий и организаций включаться не должны, а должны учитываться по специализированным формам отчетности по труду системы Минздрава СССР.

Таким образом, судом установлено, что истец в спорные периоды работал в учреждении здравоохранения, занимался оказанием лечебно-профилактической, и первой неотложной медицинской помощи, имел необходимое образование, то есть осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, более 80 % рабочего времени в день. Тот факт, что наименование учреждения в спорные периоды в котором работал истец, не соответствовало наименованиям, указанным в Списке 1991г. (мед.), 1999г. (мед.), 2002г. (мед.) сам по себе не может служить основанием для отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу в связи с не включением в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи, так как указанное учреждение не предусмотрено номенклатурой и Списками 1991,1999,2002гг. (мед.), является незаконным.

В связи с изложенным, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО Иркутской области обязано включить истцу в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды.

В соответствии с п. 11 Пленума Верховного Суда РФ « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» «При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Пункт 23 Пленума Верховного Суда РФ « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Поскольку суммарная продолжительность лечебной деятельности истца по охране здоровья населения, дающая право на досрочное назначение пенсии с учетом спорного периода на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии по старости составляла на день обращения, более 30 лет (30л.-3м.-23дн.), у ответчика возникает обязанность назначить истцу пенсию со дня обращения, с **.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камогорцева А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с момента обращения с заявлением- удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** в части отказа включить в стаж Комогорцеву А.А. периоды работы с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области включить периоды работы с ** по ** в должности фельдшера выездной бригады в Городской скорой помощи; с ** по ** в должности врача-интерна, врача выездной бригады Станции скорой и неотложной помощи в трудовой стаж, дающий Комогорцеву А.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Комогорцеву А.А. досрочную трудовую пенсию по старости, со дня обращения, то есть с **.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с **.

Судья Куркутова Э.А.