о предоставлении жилого помешения по договру соц.найма



Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., с участием прокурора Халматовой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Муклинова Д.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета,

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ..., заявленного в интересах Муклинова Д.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Муклинова Д.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Усиковой О.А., с участием прокурора Халматовой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Муклинова Д.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Муклинова Д.А. с иском к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что на основании принятого прокуратурой города заявления директора ОГУСО СРЦ ... Щегловой Л.А. была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Муклинов Д.А. обратилась в администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Главой администрации АМО вынесено постановление -па от ** о предоставлении Муклинову Д.А. жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма. В п.2 постановления указано, что администрация обязана заключить договор социального найма жилого помещения с Муклиновым Д.А. в течении 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций предоставленных бюджету АМО из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в .... Однако в нарушение федерального и областного законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение о предоставлении конкретного жилого помещения Муклинову Д.А. администрацией АМО не принято, договор социального найма жилого помещения с ним не заключен.

Прокурор, участвующий в судебном заседании Халматова И.Д., дала пояснения аналогичные доводам искового заявления и настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Истец – Муклинов Д.А.., ** года рождения, принял участие в рассмотрении дела, просил суд заявленные прокурором требования удовлетворить. Суду пояснил, что у него нет постоянного жилья, ему необходимо получить жилое помещение для постоянного проживания. Ответчиком вынесено постановление о предоставлении ему жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма, которое не исполнено, жилье на момент рассмотрения дела не предоставлено.

Представитель ответчика – администрации Ангарского муниципального образования, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, участие в рассмотрении дела не принял. Лихачева Н.В., представляющая по доверенности от ** за интересы ответчика, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Суду представлено ею возражение на иск о том, что предоставление жилого помещения истцу по договору социального найма зависит, от размера субвенций, которые предоставляются бюджету Ангарского муниципального образования, с заявленными требованиями не согласилась, полагает, что Администрацией АМО постановление о предоставление жилья истцу принято, но жилье будет предоставлено по поступлении дополнительных субвенций в бюджет МО.

Представитель третьего лица по делу – ... по доверенности от ** Караваева Е.А. представила на исковое заявление отзыв, просила рассмотреть дело в отсутствие ..., и вывести его из числа лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, Муклинова Д.А., поддержавших исковые требования в полном объеме, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ** №159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанный Федеральный закон № 159-ФЗ регулирует вопросы обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В силу ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ** № 189-ФЗ. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи Федеральный закон № 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ** Федеральный закон №159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей сирот подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (статья 57 ЖК Российской Федерации).

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Так, в целях реализации полномочий по установлению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещении был принят ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...".

Согласно п.п. 1,3,5,9,10,11 ст. ... от ** N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ..." детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

Согласно ст. ... от ** -оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в ...», вступившего в силу с **, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии с ... от ** N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ..." указанными полномочиями наделено Ангарское муниципальное образование.

Исходя из пункта 6 части 1 статьи 16, статьи 50 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования.

В связи с изложенным, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, частью 2 ст.18 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Судом установлено, что на основании заявления Муклинова Д.А., ** года рождения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как сироте от ** Главой администрации Ангарского муниципального образования А.А.Медко ** вынесено постановление -па о предоставлении жилого помещения Муклинову Д.А. общей площадью 33 квадратных мета (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади может увеличиваться или уменьшаться не более чем на 5 квадратных метров) по договору социального найма. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (Гулин Е.Л.) в п.2 данного постановления указано заключить договор социального найма жилого помещения с Муклиновым Д.А. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ... (л.д.9).

Установленные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспорены и подтверждаются доводами возражения представителя ответчика на иск. Кроме того, в справке ДУМИ администрации ... от ** за указывается, что Муклинов Д.А. на основании постановления главы администрации ... от ** за 648-Г был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство также подтверждается письмом Администрации Ангарского МО от ** за , направленное прокурору ..., о том, что в 2012г. планируется ответчиком по решениям суда приобретение квартир для детей-сирот и лиц, относящихся к данной категории лиц, согласно выделенной субсидии из областного бюджета на данные цели.

Исходя из справки ОГКУСО СРЦ ... от ** за Муклинов Д.А.. ** года рождения, с ** являлся воспитанником ОГКУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ...» по день его совершеннолетия, т.е. до **.

Из свидетельства о рождении Муклинова Д.А., родившегося ** года рождения, серии 11-СТ за , выданного отделом по ... и ... управления службы ЗАГС ... **, следует, что матерью истца является Муклинова А.М., ** года рождения, которая умерла **, что подтверждается свидетельством о смерти от ** серии 11-СТ за .

Указанные обстоятельства подтверждены представленными письменными доказательствами, исследованными судом, приобщенными к материалам дела. Сторонами установленные судом обстоятельства не оспаривались.

Таким образом, в судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что истец в соответствии с законом относится к лицам, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие принятие ответчиком от Муклинова Д.А. заявления и вынесения постановления за -па от ** о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, заключения с ним договора социального найма в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного за счет субвенций, предоставленных бюджету Ангарского муниципального образования из бюджета ... на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в ....

Однако примененное судом законодательство не ставит в зависимость предоставление жилого помещения Муклинову Д.А. от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на указанный учет.

Вопросы финансирования, размера предоставления субвенций муниципальному образованию на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма, должны разрешаться участниками бюджетных правоотношений.

Тем более, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе ... об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством области.

На 2012 год ... от ** -ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год» (приложение ) предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий на обеспечение детей-сирот и детей, ставшихся без попечении родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере около ... рублей.

Каждый гражданин по своему усмотрению в соответствии со ст.9 ГК РФ осуществляет принадлежащие ему гражданские права, истец обратился за защитой своих прав в суд.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что истец не является участником бюджетных правоотношений, а поэтому отсутствие финансирования Ангарского муниципального образования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных и областных полномочий в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, не может являться основанием для отказа в принятии решения о предоставлении жилого помещения Муклинову Д.А. по договору социального найма.

Суд, исходя из того, что на момент рассмотрения дела, ответчиком не представлено доказательств о принятии решения о предоставлении конкретного жилого помещения Муклинову Д.А. и заключения с ним договора социального найма, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с чем, необходимо обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Муклинова Д.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ..., заявленного в интересах Муклинова Д.А. к администрации Ангарского муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета - удовлетворить.

Обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Муклинову Д.А., ** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. в границах ... за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.

Судья