Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2010 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Доржиевой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г.Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Ангарского муниципального образования о признании незаконным решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Ангарска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Ангарского муниципального образования о признании незаконным решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления, указав, что Дума Ангарского муниципального образования 26 октября 2010 года приняла решение № 01-02рд «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления». Это решение опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 28.10.2010 г. № 42-чт (472). Решением Думы Ангарского муниципального образования от 26.10.2010г.№ 01-02-рД мэр АМО наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности администрации АМО. Мэр АМО назначен исполняющим обязанности главы администрации AМО с момента его вступления в должность. Решение не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставу АМО, принято с превышением компетенции представительного органа местного самоуправления, подписано неполномочным лицом, вследствие чего является незаконным. В соответствии со ст. 2, ст. 34 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления избираемы непосредственно населением и (или) образуемые представительным органов муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Собственные полномочия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации установлены статьями 35, 36, 37 федерального закона. В части 10 статьи 35 Федерального закона перечислены исключительные полномочия представительного органа муниципального образования по решению вопросов местного значения. Иные полномочия представительного органа муниципального образования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставом муниципального образования (часть 11 статьи 35 федерального закона). Подробно полномочия Думы АМО перечислены в статье 27 Устава AМO. В соответствии с указанными федеральными и муниципальными нормативными правовыми актами к полномочиям Думы АМО не относится вопрос о наделении мэра муниципального образования, избранного из числа депутатов представительного органа, исполнительно-распорядительного полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Таким образом, решение от 26.10.2010г. № 01-02рД принято Думой АМО за пределами своих полномочий. Также решение подписано неуполномоченным лицом.
Статьей 36 Устава предусмотрено, что мэр АМО как глава муниципального образования подписывает и обнародует в установленном порядке нормативные правовые акты, принятые районной Думой.
В соответствии со ст. 37 Устава в случае временного отсутствия мэра АМО, невозможности осуществления им своих полномочий, его полномочия осуществляет заместитель председателя районной Думы.
Председатель думы АМО Жуков В.В. присутствовал на внеочередном заседании думы АМО, состоявшемся 26.10.2010 года. Законных основам предусмотренных статьей 37 Устава, для исполнения его обязанностей заместителем председателя Думы Кажаевой С.Б. не имелось. Следовательно решение Думы АМО от 26.10.2010г. № 01-02рД подписано не уполномоченным лицом.
Кроме того, по существу оспариваемое решение также противоречит статье 36 федерального закона, которая устанавливает прямой запрет на совмещение главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа и главы администрации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя (пункт З части 2 статьи 36 Закона); не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (пункт 4 части 2 статьи 36 Закона).
Поскольку действующий мэр АМО Жуков В.В. является председателем Думы АМО, в силу ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на него не могут быть возложены полномочия главы местной администрации.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела о признании незаконным ненормативного правового акта надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятия решения; соблюден ли порядок принятия решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявление может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений.
Оспариваемое решение думы АМО нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц — жителей Ангарского муниципального образования и собственно Ангарского муниципального образования поскольку совершенные мэром АМО действия и принятые им решения во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 42, 52 Устава АМО повлекут их нёзаконность как принятые неуполномоченным лицом.
Так, с момента начала исполнения указанного решения мэром АМО Жуковым В.В., как исполняющим полномочия главы администрации АМО подписаны постановления №№ 2279-па — 2285-па от 28 и 29 октября 2010 г. о размещении муниципальных заказов, утверждении составов аукционных и котировочных комиссий. Поскольку постановления подписаны лицом полномочия которого оспариваются, при удовлетворении судом заявленных требований по существу итоги аукционов и котировок и заключенные муниципальные контракты могут быть оспорены любым участником аукциона (котировки) независимо от наличия или отсутствия нарушения закона при размещении этих заказов. Размещенные заказы касаются обеспечения деятельности объектов здравоохранения и образования (организация школьного питания учащихся в школе), связаны с расходованием средств бюджета района и напрямую затрагивают интересы жителей Ангарского муниципального образования. Поэтому, отмена итогов размещения муниципальных заказов, в случае их оспаривания, только по одному основанию — принятие решения неуполномоченным лицом, повлечет нарушение интересов Ангарского муниципального образования его жителей.
Аналогичным образом может быть оспорено постановление от 29.10.2010г. № 2286-па «О предоставлении ОАО АУС земельного участка, расположенного: Иркутская область, г.Ангарск, м\р 32 в районе пересечения улиц Космонавтов и Алешина в 22 м северо-западнее жилого дома № 3», подписанное мэром АМО Жуковым В.В. как исполняющим полномочия главы администрации АМО, и заключенный на его основании договор аренды земельного участка. Более того, из текста постановления следует, что оно принято с нарушением требований Земельного кодекса РФ, поскольку основанием для предоставления земельного участка для строительств является, прежде всего, решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо результаты торгов (ст.32, ст.30 и 38 Земельного кодекса РФ), ссылка на которые в постановлении отсутствует.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Шебалкова И.В. действующая на основании прав по должности, требования поддержала, пояснения дала аналогично изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Думы АМО – Иванец В.С., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, пояснил, что Дума Ангарского муниципального образования полагает принятое ею решение законным и обоснованным, и ссылается на то обстоятельство, что в силу ст.8 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, конституционный принцип разделения властей не распространяется на систему местного самоуправления, в связи с чем, дума АМО вправе была на временной основе возложить на Мэра АМО распорядительные полномочия главы администрации АМО в той ситуации, когда лицо, на которое в переходный период должно было быть возложено исполнение обязанностей главы, отсутствует, как таковое, поскольку было назначено в предшествующий период. В данной случае нарушения Устава, разделяющего распорядительные и представительные полномочия как принадлежащие разным лицам, не происходит, поскольку возложение полномочий было осуществлено в переходный период, в отношении которого в Уставе не оговорено надлежащим образом, на кого должны быть возложены соответствующие полномочия. Устав АМО, как основополагающего характера документ, являющийся основой правовой системы района, не предполагает совмещение полномочий руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа в той части, которая касается обычных условий, т.е. условий, не связанных с переходом власти переизбранием и т.д. Понятно, что в таких «обычных» обстоятельствах Дума возлагать распорядительные полномочия на своего руководителя права не имела, поскольку нарушила бы не только Закон, но и Устав. Однако это же утверждение уже не может быть признано справедливым в той ситуации, когда речь идет о возложении полномочий главы администрации в момент межвластья, переходной период, причем в ситуации, когда иные лица, на которых надлежащим порядком данные полномочия могли бы быть возложены ранее, отсутствуют. В этой ситуации Устав уже не работает, т.к. не содержит прямого указания на необходимое правовое регулирование ситуации, когда первый заместитель главы администрации АМО, как должностное лицо и муниципальный служащий — не существует, а район должен работать и жить, для чего ему нужны руки, в которые будут переданы исполнительно-распорядительные полномочия в вопросах местного самоуправления. В ч.3 ст. 78 Устава АМО указано, что полномочия главы администрации Ангарского муниципального образования, предусмотренные настоящим Уставом, в данный момент должен исполнять первый заместитель главы администрации Ангарского муниципального образования. Дума в связи с отсутствием такого рода лица возложила обязанности главы Жукова В.В. Прокурор г.Ангарска делает вывод о том, решение Думы АМО от 26 октября 2010 года № 01-02рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправлении» «принято с превышением компетенции представительного органа местного самоуправления», и утверждает, что в статье 35 Устава отсутствует такое полномочие Думы как возложение полномочий главы администрации на кого бы то ни было – отсутствует. Таким образом, не указывая в тексте на ст.ст.42. 78 Устава, Прокурор г.Ангарска, тем менее, отказывает Думе АМО в праве воспользоваться ее полномочием, установленным ч.10, ст. 42 Устава АМО. что предполагает утверждение о том, что данная должность фактически уже замещена И.Е.Цыпенко. Данное утверждение нельзя признать обоснованным. Такой работник администрации в АМО действительно имеется, однако первым заместителем главы администрации АМО в том смысле данного термина, признать нельзя. Статус данного муниципального служащего не вполне определен, однако первым заместителем главы администрации она не является. В соответствии с ч.3 ст. 78 Устава АМО полномочия главы администрации Ангарского муниципального образования, предусмотренные настоящим Уставом, с момента вступления в должность вновь избранного соответствии с положениями статьи 35 настоящего Устава мэра Ангарского муниципального образования и до назначения главы администрации Ангарского муниципального образования на должность в соответствии с положениями статьи 41 настоящего Устава исполняет первый заместитель главы администрации Ангарского муниципального образования. Согласно Распоряжению Мэра АМО Е.П.Канухина, принятого еще в 2005 году Цыпенко И.Е. была назначена на должность первого заместителя Мэра АМО. Каких-либо распоряжений о возложении на нее полномочий первого заместителя главы администрации АМО, подписанных Козловым в период действия новой редакции Устава, в суд представлено не было, в Администрации АМО такие документы также не зарегистрированы. Новый глава администрации решения о назначении Цыпенко И.Е. первым заместителем главы администрации не принимал и не мог принять по причине того, что еще не назначен. Таким образом, административного акта, которым бы было осуществлено возложение исполнительно-распорядительных полномочий первого заместителя главы на указание муниципального служащего, суду не представлено. Есть лишь акты, свидетельствующие о назначении данного лица первым заместителем Мэра АМО, который уже прекратил свои полномочия. На момент принятия оспариваемого решения дума АМО находилась вне поля урегулированного Уставом АМО, поскольку Устав АМО попросту не предусмотрел такого рода ситуации. При этом, решение, которое должна была принять Дума, должно было соответствовать духу закона и Конституции РФ. Руководствуясь изложенными обстоятельствами, в обоснование своей позиции Дума АМО приводит не только то, что конституционный принцип разделения властей не может признаваться в полной мере распространяющимся на систему органов местного самоуправления, в силу главы 8 Конституции, но и ссылки на статью З Европейской хартии местного самоуправления, которая указывает, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Таким образом, основополагающий международный правовой договор в данной сфере - “Европейская хартия местного самоуправления,” подчеркивает производный характер исполнительных органов от органов представительных. Сам Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежащий применению в рассматриваемом деле, также не придерживается «принципа разделения властей» полностью, поскольку разрешает совмещение исполнительных и представительных функций в отдельных случаях у одного лица (пункт 1 части 4 статьи 35, а также часть З ст. 36 Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.07.2010 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”). Подпункт 4 части 2 статьи 36 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ (ред. от 27.07.2010) “Об общих принципах организации местного самоуправления» Российской Федерации” в той части, которая запрещает представительному органу местного самоуправления возложить на своего руководителя исполнительно-распорядительные функции главы муниципального образования в ситуации, когда иное лицо, на которое данные полномочия могут быть законным образом возложены, — отсутствует и будет отсутствовать по объективным основаниям в течение длительного времени — является противоречащим Конституции РФ, которая указывает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ).
В судебном заседании представитель Думы АМО – Кокоянин С.А., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, пояснения дала аналогично пояснениям данными представителем Иванцом В.С.
В судебное заседание Мэр АМО – Жуков, не явился, извещен судом надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Мэра АМО – Жукова Ю.В., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала, пояснения поддержала представителей Иванца В.С., Кокоянина С.А., дополнив, что решение Думы АМО № 01-02рД от 26 октября 2010 года «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления» было подписано Исполняющей обязанности председателя Думы С.В. Кажаевой, так как Распоряжения Мэра Жуковым В.В. № 58-к от 22 октября 2010 года на Кажаеву С.Б. был возложены полномочия председателя Думы АМО на период невозможности выполнения мэром полномочий председателя Думы.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит заявление Прокурора г.Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Ангарского муниципального образования о признании незаконным решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ - К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что 19.10.2010 года за № 01-Д – Дума Ангарского муниципального образования приняла постановление, согласно которого постановила, считать избранным депутата Думы Ангарского муниципального образования Жукова Владимира Валентиновича на должность мэра Ангарского муниципального образования на срок полномочий Думы Ангарского муниципального образования созыва 2010- 2015 г.г.
Судом установлено, что Дума Ангарского муниципального образования 26 октября 2010 года приняла решение № 01-02рд «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления». Решение было опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 28.10.20 10 г. № 42- чт (472).
Решением Думы Ангарского муниципального образования от 26.10.2010г.№ 01-02-рД мэр АМО наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности администрации АМО. Мэр АМО назначен исполняющим обязанности главы администрации AМО с момента его вступления в должность.
Решение не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставу АМО, принято с превышением компетенции представительного органа местного самоуправления, подписано неполномочным лицом, вследствие чего является незаконным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления избираемы непосредственно населением и (или) образуемые представительным органов муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч.1, ст. 34 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» -Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации установлены статьями 35, 36, 37 федерального закона.
В силу части 10 статьи 35 Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
по решению вопросов местного значения.
В соответствии ч.11 ст.35 ФЗ – Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В ст.27 Устава Ангарского муниципального образования перечислены полномочия районной Думы АМО:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции районной Думы находятся; 1) принятие Устава Ангарского муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнения;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития Ангарского муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении,
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ангарского муниципального образования,
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений Ангарского муниципального образования, а также определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Ангарского муниципального образования;
7) определение порядка участия Ангарского муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Ангарского муниципального образования;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Ангарского муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении мэра Ангарского муниципального образования в отставку.
2. К полномочиям районной Думы также относятся в соответствия с законодательством и в пределах, установленных законодательством.
1) определение порядка осуществления правотворческой инициативы граждан, организаций и проведение публичных слушаний, назначения и проведения собраний граждан, конференций граждан (собраний делегатов), опроса граждан;
2) назначение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Думы, мэра Ангарского муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района, если иное не установлено федеральными законами;
3) по представлению главы администрации Ангарского муниципального образования утверждение структуры администрации Ангарского муниципального образования;
4) По представлению главы администрации Ангарского муниципального образования принятие решения об учреждении органов администрации Ангарского муниципального образования, обладающих правами юридического лица;
5) По представлению главы администрации Ангарского муниципального образования утверждение положений об органах администрации Ангарского муниципального образования, обладающих правами юридического лица;
6) Избрание мэра Ангарского муниципального образования;
7) Принятие отставки по собственному желанию мэра Ангарского муниципального образования, депутата районной Думы, констатация досрочного прекращения полномочий депутата районной Думы по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, принятие решения о досрочном прекращении полномочий заместителя председатели районной Думы,
8) принятие решения о самороспуске районной Думы,
9) формирование, определение порядка деятельности и правого статуса Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования,
10) формирование Избирательной комиссии Ангарского муниципального образования,
11) реализации права законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области,
12) принятие регламента работы районной Думы, определение в нем порядка организации и деятельности районной Думы с учетом положений настоящего Устава.
13) избрание заместителя председателя районной Думы, председателей постоянных комитетов и комиссий районной думы; формирование и прекращение деятельности органов районной Думы;
14) рассмотрение обращений депутатов районной Думы и принятие по ним соответствующих решений;
15) осуществление последующего контроля за исполнением местного бюджета и контроля за исполнением соответствующих решений районной Думы;
16) принятие нормативного правового акта о бюджетном процессе в Ангарском муниципальном образовании;
17) установление официальных символов Ангарского муниципального образования, описания и порядка их официального использования;
18) участие в принятии решений по вопросам административно-территориального устройства Иркутской области;
19) установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
20) заслушивание и оценка ежегодного отчета мэра Ангарского муниципального образования о результатах его деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных районной думой;
.21) заслушивание ежегодного отчета главы администрации Ангарского муниципального образования о социально-экономическом положении Ангарского муниципального образования, результатах его деятельности и деятельности администрации Ангарского муниципального образования, в том числе о решении вопросов, поставленных районной думой;
22) рассмотрение ежегодной информации мэра Ангарского муниципального образования о деятельности районной Думы и опубликование ее в средствах массовой информации;
23) определение порядка учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей Ангарского муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии Ангарского муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
24) определение порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Ангарского муниципального образования;
25) назначение на должность главы администрации Ангарского муниципального образования;
26) утверждение условий контракта для главы администрации Ангарского муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Ангарского муниципального образования;
27) принятие решения о проведении конкурса на замещение должности главы Администрации Ангарского муниципального образования.
3. Районная Дума также осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области и настоящим Уставном.
Такими образом, в соответствии с указанными федеральными и муниципальными нормативными правовыми актами к полномочиям Думы АМО не относится вопрос о наделении мэра муниципального образования, избранного из числа депутатов представительного органа, исполнительно-распорядительного полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Следовательно, ФЗ № 131-ФЗ предусмотрел обязательный порядок формирования не только в отношении представительного органа местного самоуправления, но и местной администрации, являющейся исполнительным органом местного самоуправления и разграничил представительные и исполнительно-распорядительные функции, введя ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ запрет на совмещение должности председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Согласно ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ).
По смыслу приведенных норм Закона правовое положение и взаимоотношения главы муниципального образования с представительным органом Законом ФЗ № 131-ФЗ императивно связываются с порядком его избрания.
Глава муниципального образования избирается либо населением муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя (пункт З части 2 статьи 36 Закона); не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (пункт 4 части 2 статьи 36 Закона), а так как действующий мэр АМО Жуков В.В. является председателем Думы АМО, в силу ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», то он не вправе совмещать функции главы местной администрации.
Статьей 36 Устава предусмотрено, что мэр АМО как глава муниципального образования подписывает и обнародует в установленном порядке нормативные правовые акты, принятые районной Думой.
В соответствии со ст. 37 Устава в случае временного отсутствия мэра АМО, невозможности осуществления им своих полномочий, его полномочия осуществляет заместитель председателя районной Думы.
Судом установлено, что Председатель думы АМО Жуков В.В. присутствовал на внеочередном заседании думы АМО, состоявшемся 26.10.2010 года, что подтверждается протоколом внеочередного заседания думы № 02 от 26 октября 2010 года.
Таким образом, законных оснований предусмотренных статьей 37 Устава, для исполнения его обязанностей заместителем председателя Думы Кажаевой С.Б. не имелось. Следовательно, решение Думы АМО от 26.10.2010г. № 01-02рД подписано не уполномоченным лицом.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела о признании незаконным ненормативного правового акта надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятия решения; соблюден ли порядок принятия решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявление может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений.
При таких обстоятельствах, что решение от 26 октября 2010 года № 01-02рД принято Думой АМО за пределами своих полномочий, действующий мэр АМО Жуков В.В. являясь председателем Думы АМО не вправе совмещать функции главы местной администрации, а также то, что решение Думы АМО от 26.10.2010г. № 01-02рД подписано не уполномоченным лицом - решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления» нельзя признать законным и обоснованным.
10 ноября 2010 года Думой Ангарского муниципального образования за № 06-04рД принято решение «Об отмене решения Думы Ангарского муниципального образования № 01-02 рД от 26.10.2010 года «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления».
П.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года за № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - при вынесении решения по делу о защите прав с свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ в этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
Так как, с момента начала исполнения указанного решения мэром АМО Жуковым В.В., как исполняющим полномочия главы администрации АМО подписаны постановления №№ 2279-па — 2285-па от 28 и 29 октября 2010 г. о размещении муниципальных заказов, утверждении составов аукционных и котировочных комиссий. Поскольку постановления подписаны лицом полномочия которого оспариваются, при удовлетворении судом заявленных требований по существу итоги аукционов и котировок и заключенные муниципальные контракты могут быть оспорены любым участником аукциона (котировки) независимо от наличия или отсутствия нарушения закона при размещении этих заказов. Размещенные заказы касаются обеспечения деятельности объектов здравоохранения и образования (организация школьного питания учащихся в школе), связаны с расходованием средств бюджета района и напрямую затрагивают интересы жителей Ангарского муниципального образования. Поэтому, отмена итогов размещения муниципальных заказов, в случае их оспаривания, только по одному основанию — принятие решения неуполномоченным лицом, повлечет нарушение интересов Ангарского муниципального образования его жителей. Аналогичным образом может быть оспорено постановление от 29.10.2010г. № 2286-па «О предоставлении ОАО АУС земельного участка, расположенного: Иркутская область, г.Ангарск, м\р 32 в районе пересечения улиц Космонавтов и Алешина в 22 м северо-западнее жилого дома № 3», подписанное мэром АМО Жуковым В.В. как исполняющим полномочия главы администрации АМО, и заключенный на его основании договор аренды земельного участка. Более того, из текста постановления следует, что оно принято с нарушением требований Земельного кодекса РФ, поскольку основанием для предоставления земельного участка для строительств является прежде всего решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо результаты торгов (ст.32, ст.30 и 38 Земельного кодекса РФ), ссылка на которые в постановлении отсутствует.
Обязать думу Ангарского муниципального образования разместить информацию о принятом решении Ангарского городского суда в газете «Ангарские ведомости» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Прокурора г.Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Ангарского муниципального образования о признании незаконным решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления — удовлетворить.
Признать решение Думы Ангарского муниципального образования от 26 октября 2010 года № 01-02-рД «О наделении мэра Ангарского муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления — незаконным.
Обязать Думу Ангарского муниципального образования разместить информацию о принятом решении Ангарского городского суда в газете «Ангарские ведомости» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Малахова Т.Г.