Решение по делу № 2-17/11 по заявл. Ставропольс. межрайон. природоохр. прокур. о призн. незакон. бездейст. админ. мун. образ. Новоянкульского сельсов. Андр. р-н.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года с. Курсавка Дело № 2-17/11.

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Казаковой Н.В.,

при секретаре Кривошеевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района,

установил:

Исполняющий обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкин В.В. в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в Андроповский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района ставропольского края, выразившегося в не обращении в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения на расстоянии 1000м от населенного пункта <адрес>, и в 500м автодороги <адрес>, и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного указанного недвижимого имущества- сибиреязвенного захоронения.

В судебном заседании представитель Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В. поддержала заявленные требования, в обоснование которых указала следующее.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой по поруче­нию прокурора Ставропольского края была проведена проверка исполнения законода­тельства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образо­вания Новоянкульского сельсовета на расстоянии № от населенного пункта <адрес>, и в № автодороги Н.-Янкуль - Курсавка расположено си­биреязвенное захоронение.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше сибиреязвенное захоронение не зарегистрировано, эксплуати­рующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ органами местного самоуправления не принято.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет ор­ганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории кото­рого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхо­зяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

В полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская терри­тория города федерального значения.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Устава муниципального образования Новоян­кульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, принятого ре­шением Думы Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставрополь­ского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Новоянкульский сельсовет является сельским по­селением, в территорию которого входят земли населенных пунктов поселков Новый Янкуль, Нижний Янкуль, Верхний Янкуль, Овражный.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участ­ки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначе­ния (п. 13. ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), объекты, влияющие на со­стояние подземных вод (ч. 2 ст. 102 Водного кодекса Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения», утвержденного постановле­нием Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвен­ные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя, так как возбудитель сибирской язвы - ВасШиз апптгааз существует в двух формах -бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибир­ской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие воз­будителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов жи­вотных, павших от сибирской язвы (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденные).

Таким образом, наличие бесхозяйного сибиреязвенного захоронения на тер­ритории Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и мо­жет привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограничен­ного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвы­чайных ситуаций, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета по доверенности Фастовец Е.А. оспорил обоснованность заявленных прокурором требований, указав на то, что:

- имеющиеся на территории муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края захоронения биологических отходов, в том числе сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1000 м. от населенного пункта «поселок Новый Янкуль», и в 500 м. от автодороги «Новый Янкуль – Курсавка», на балансе администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края не состоят;

- полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по постановки на учет, оборудованию и содержанию скотомогильников и иных мест захоронения биологических отходов, в том числе указанного сибиреязвенного захоронения, муниципальному образованию Новоянкульского сельсовета не передавались;

- в бюджете муниципального образования Новоянкульского сельсовета на 2010 год не предусмотрены расходы, связанные с постановкой администрацией муниципального образования Новоянкульского сельсовета на учет бесхозных недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края. Такие расходы не запланированы и в бюджете муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края на 2011 год;

- Устав муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края и Положение об администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, утвержденное решением Думы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержат каких-либо предписаний, в отношении бесхозного имущества, находящегося на территории муниципального образования, обязательных для исполнения администрацией Новоянкульского сельсовета.

Представитель Фастовец Е.А. так же указал на то, что удовлетворение требований прокурора в части, касающейся обязания администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения предполагает определенные расходы, которые администрация должна будет осуществить за счет средств местного бюджета, в целях исполнения возложенной судом обязанности по исполнению полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, и не переданных им в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч. 6 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местного бюджета на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

По настоящее время в собственности и на балансе администрации Новоянкульского сельсовета бесхозный скотомогильник не числиться, в местном бюджете 2011 года расходы, связанные с оформлением постановки на учет бесхозных недвижимых вещей, находящихся на территории поселения, не запланированы и финансовые средства на эти цели из вышестоящих бюджетов поселению не передавались.

Вместе с тем, в силу ст. 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является бюджетным правонарушением - нецелевым использованием бюджетных средств.

Совершение данного бюджетного правонарушения неминуемо влечет за собой наступление ответственности как для руководителей получателей бюджетных средств, так и для самих получателей бюджетных средств, в виде наложения на первых (руководителей) штрафов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления привлечение их к уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, и изъятия у получателей бюджетных средств, в бесспорном порядке, всех бюджетных средств, используемых ими не по целевому назначению.

Таким образом, требования прокурора направленно на обязание заинтересованного лица совершить действия, заведомо предполагающие совершение бюджетного правонарушения, влекущее наступление соответствующей ответственности как для заинтересованного лица, так и для его руководителя.

Представитель Фастовец Е.А. так же указал на то, что заявитель не правильно пришел к выводу о том, что в правовой норме ( п.3 ст. 225 ГК РФ), на которую он ссылается в обоснование заявленных требований, закреплена субъективная обязанность органов местного самоуправления, предписывающая данным органам обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального образования. Такая позиция заявителя основана на неправильном толковании правовой нормы и противоречит толкованию, данному Конституционным судом Российской Федерации, сложившейся судебной практике Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ. Пункт 3 статьи 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, а лишь определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

Свидетель Р.Л.Н. Л.В. – начальник Андроповского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю пояснила, что порядок принятия на учет бесхозяйного имущества определен ст. 225 ч.3 ГК РФ и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и осуществляется регистрационным органом по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты. Плата за принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с органа местного самоуправления не взимается, однако, постановка на учет такого объекта требует вложения последним определенных финансовых затрат на оформление необходимой для постановки на учет документации ( паспорта объекта недвижимости, плана объекта, результатов межевания земельного участка, на котором находится бесхозяйный объект недвижимого имущества).

Согласно сведениям, представленным начальником Андроповского отдела-филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю У.А.Н., земельный участок, расположенный в 1000м от населенного пункта <адрес>, и в 500м автодороги Н.-Янкуль-Курсавка (указанные в заявлении прокурора ориентиры сибиреязвенного захоронения) находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжение такими земельными участками на территории МО Новоянкульский сельсовет осуществляется органом местного самоуправления Андроповского муниципального района Ставропольского края.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявления прокурора.

При принятии такого решения суд руководствовался правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел и требований ( Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010года; определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-4, от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-5, от ДД.ММ.ГГГГ№-В10-5), где указано следующее.

В силу положений ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться исключительно Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Кроме этого, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Конституционно-правовой смысл положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации был выявлен в определении Конституционного Суда РФ ( от ДД.ММ.ГГГГ N 667-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.Л.П. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 38, 263, 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 225, 234, 1151, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации «О милиции" и статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации»), и он сводится к тому, что пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, а лишь определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, определяя конституционно-правовой смысл вышеуказанной правовой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 225 ГК РФ), на которой основаны требования заявителя, констатировал, что данная правовая норма направлена на закрепление исключительно порядка признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, а не на закрепление обязанности органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозных недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального образования.

В этой связи, при разрешении дела по существу, применению подлежат выше указанные позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в части касающейся толкования и применения правовой нормы, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГПК РФ.

На основании изложенного, следует вывод, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение бесхозными местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории и возлагаться обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника.

По смыслу закона бездействием признается виновное противоправное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.

Из пояснений свидетеля Р.Л.В. следует, что при подаче заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества необходима соответствующая документация ( паспорт объекта недвижимости, план объекта, результаты межевания земельного участка, на котором находится бесхозяйный объект недвижимого имущества).

При отсутствии документов на указанный объект, определенно требуется вложение средств на изготовление соответствующих документов.

Из пояснений представителя заинтересованного лица установлено, что финансирования на оформление необходимой документации на указанный объект (сибиреязвенного захоронения), и на его содержание в бюджете муниципального образования не заложено. Вины администрации МО Новоянкульского сельсовета в этом не имеется. При таких обстоятельствах бездействия, как такового, в отношении указанного объекта недвижимости со стороны администрации МО Новоянкульского сельсовета не усматривается.

Как отмечалось выше, действующим законодательством ( ст. 225 п.3 ГК РФ) определен лишь порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Однако, приведенные нормы федерального закона предусматривают для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности бесхозяйные недвижимые объекты, а не предписывают в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты в муниципальную собственность.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса РФ, однако они не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда, так ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При таких обстоятельствах оснований для ограничения администрации МО Новоянкульского сельсовета в осуществлении гражданских прав по приобретению в собственность бесхозяйных объектов недвижимости не имеется, и потому суд не может обязать ответчика принять на себя обязанности, которые не предусмотрены его учредительными документами и финансовыми возможностями.

При этом суд полагает, что определенный ст. 225 ГК РФ порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи не исключает для субъекта Российской Федерации, наделенного в силу закона в том числе и полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ( и с учетом особенностей бесхозяйного объекта «сибиреязвенного захоронения»), возможности оформить свои полномочия по владению этим объектом в ином судебном порядке.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, ст. 225 ГК РФ, Федеральным законом от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд

Решил:

В удовлетворении заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района, выразившегося в не обращении в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (сибиреязвенного захоронения), расположенного в границах этого поселения, и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского муниципального района обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного указанного недвижимого имущества ( сибиреязвенного захоронения) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Андроповский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья