Решение по гр. делу № 2-72/11 по заявлению Каплунова М.И. об отмене постановления ТИК Андроповского района об отказе в регистрации кандидатом на должность главы МО Новоянкульского сельсовета.



Дело №2-72/11

Решение

Именем Российской Федерации

«17 » февраля 2011 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего Ковальчук Т.М.

при секретаре Волковой Ю.А.

с участием помощника прокурора Евсултанова Т.М.

представителя заявителя Шевченко В.Н.,

представителя Территориальной избирательной комиссии Андроповского района Щербаковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каплунов М.И. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Андроповского района об отказе в регистрации Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края,

Установил:

Каплунов М.И. обратился в суд с заявлением, указав, что 22 января 2011 года Постановлением Территориальной избирательной комиссии Андроповского района № Каплунов М.И. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края. Считает решение ТИК Андроповского района незаконным по следующим основаниям.

Во-первых, основанием для отказа в регистрации комиссия указала п.п. ж п. 24 ст. 38 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не создание кандидатом избирательного фонда в период, предусмотренный п. 1 ст. 58 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Однако сама комиссия выдала разрешение на открытие избирательного счета кандидату Каплунов М.И. только 13.01.2011 года. В этот день кандидат и открыл специальный избирательный счет.

Кроме того в постановлении об отказе в регистрации комиссия сослалась на документ не имеющий отношения к заявлению Каплунов М.И.. А именно, на протокол рабочей группы которым незаконными комиссия признала 171 подпись избирателей, представленных кандидатом Резниченко Д.И., который не имеет отношения к Каплунов М.И.

Во-вторых, отказ в регистрации по п.п. в. 1 п. 24 ст. 38 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также не является правомерным, т.к. кандидат Каплунов М.И. устранил все неточности, на которые комиссия указала в извещении от 17.01.2011 года. На такую неточность как не указание в сведениях об имуществе «не указан источник выплаты дохода» избирательная комиссия не указывала, что является абсолютным препятствием для отказа в регистрации кандидату по и.п. в.1 п. 24 ст. 38 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В-третьих, никаких иных оснований, предусмотренных п. 24 ст. 38 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в постановлении не указано, в то время как перечень этих оснований является исчерпывающим.

Указанные действия комиссии прямо нарушают права кандидата, предусмотренные ст. 39 ФЗ-№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Заявитель просит признать незаконным Постановление территориальной избирательной комиссии Андроповского района № от 22 января 2011 года об отказе в регистрации Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципальное образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольскою края. Обязать Территориальную избирательную комиссию Андроповского района зарегистрировать Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края.

Истец Каплунов М.И. не явился в судебное заседание, представил заявление, где просил дело рассмотреть в его отсутствие, с участием его представителя.

Представитель истца Шевченко В.Н. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что в соответствии с п.5 ст.37 ФЗ № 67«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы изготавливаются за счет созданного кандидатом избирательного фонда, из документов представленных представителем ТИК видно, что его доверитель создал избирательный фонд. В соответствии с законодательством срок создания избирательного фонда и срок оплаты подписных листов не устанавливается. Подписные листы поданные его доверителем в ТИК были оплачены. В соответствии с судебной практикой по рассмотрению таких споров не указывается то обстоятельство, что подписные листы считаются незаконными в случае их не оплаты. 13.01.2011г. заявитель получил разрешение от ТИК на открытие избирательного фонда, на момент отказа в регистрации мой доверитель уже создал свой избирательный счет.

Сама избирательная компания кандидата ограничена в сроках, не понятны причины того, почему ТИК так долго давала разрешение на создание его доверителем избирательного фонда.

Исправленное постановление, которое представила в судебное заседание представитель ТИК Щербакова Т.Н. является не законным, так как его доверитель не получал его и вообще не знает о его существовании. В самом постановлении ТИК, которое они оспаривают, имеются ссылки на документы, которые не имеют никакого отношения к делу. Каплунов М.И. исправил все ошибки, на которые ему указала ТИК в его документах, ТИК должна была, получив новый пакет документов заново уведомить его доверителя об имеющихся ошибках, указав ему на них, и дать время на исправления данных ошибок.

Считает, что Каплунов М.И. незаконно было отказано в регистрации.
Само постановление, которое они оспаривают, является незаконным.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Андроповского района Щербакова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Пояснила, что в соответствии с законодательством разрешение на создание кандидатом избирательного фонда дает Территориальная избирательная комиссия(далее ТИК), срок дачи разрешения в соответствии с законодательством составляет 3 дня. 12.01.2011г. заявитель обратился в ТИК с заявлением. 13.01.2011г. ТИК дала свое разрешение на открытие кандидатом избирательного фонда, 13.01.2011г. он открыл свой избирательных фонд. 12.01.2011г. заявитель предоставил в ТИК 6 пакетов подписных листов. В соответствии с ФЗ № у ТИК с этого момента есть 10 дней для принятия решения о регистрации кандидата, через 5 дней была собрана комиссия, на которой были выявлены ошибки в документах заявителя, и было указанно ему на необходимость исправить данные ошибки в документах за 1 день до истечения 10 дневного срока, позже данного срока не возможно подать какие- либо документы, или исправить ошибки, так как срок не продлевается. 08.01.2011г. заявитель сдал заявление, копию паспорта, и копию своей трудовой книжки в ТИК, до момента сдачи подписных листов ТИК не работает с данными документами. В соответствии с нормами ФЗ № и закона СК № подписные листы должны изготавливаться из средств избирательного фонда, если бы заявитель указал в документах, что оплата подписных листов произойдет через 20 дней, то никакого спора бы не было. 17.02.2011г. проводилось рабочее заседание группы ТИК на котором присутствовал заявитель, на данном заседание велась видеозапись. Заявитель оплатил изготовление подписных листов за свой собственный счет, а они должны оплачиваться за счет средств избирательного фонда. Заявитель несколько раз исправлял свое заявление с просьбой о его регистрации, в связи с допущенными ошибками.

ТИК шла на встречу заявителю, в присутствие заявителя были озвучены все ошибки допущенные им, он в справке не указал источник получения доходов- ЗАО «Приоритет».

Заявитель постоянно оказывал давление на комиссию ТИК. Все ссылки на законодательство в постановлении об отказе в регистрации уместны, они разъясняли заявителю все его обязанности и права.

ТИК признала все подписные листы, представленные заявителем недействительными, так как для регистрации подписных листов достаточно 32 подписи, кандидат предоставил 6 пакетов подписных листов, форма оформления подписных листов не соответствовала законодательству, листы не были прошиты, не пронумерованы, в них были допущены технические ошибки, подписные листы были признаны недействительными, так как заявитель не оплатил данные подписные листы за счет избирательного фонда. Также заявитель не предоставил сведения об источнике своих доходов за 2009г., а предоставил справку о доходах за 2010г., а в данной справке не указанны сведения о источнике доходов заявителя.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из Постановления Территориальной избирательной комиссии Андроповского района от 22 января 2011 года № Каплунов М.И. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края на основании подпункта «в1» пункта 24 статьи 38, подпункта « ж» пункта 24 статьи 38 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 11 части 10 статьи 15, пункта 2 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26.06. 2008 г. № 37 –кз « О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Согласно подпункта в.1) пункта 24 ст.38 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее закон ФЗ № 67),- Основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

По смыслу приведенной нормы, соответствующая избирательная комиссия назначает день заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата и извещает кандидата о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований к оформлению документов и о дне и времени заседания комиссии.

Как следует из оспариваемого постановления, основанием отказа в регистрации Каплунов М.И. явилось не указание источника дохода кандидата в документе о сведениях о размере и об источниках дохода кандидата.

В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подп. "в.1" и (или) подп. "в.2" п. 24, подп. "б.1" и (или) подп. "б.2" п. 25, подп. "з" и (или) подп. "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона.

Судом исследовалось извещение ТИК Андроповского района от 17.01. 2011г. за исх. №, где в п. 3 имеется ссылка на документ о сведениях о размере и об источниках доходов, однако фразы либо ссылки на не указание об источниках доходах и необходимости предоставления таковых сведений не имеется. Пункт 3 данного уведомления не содержит логического смысла об уточнении, каких конкретных сведений Каплунов М.И. следует представить документы. В извещении не указано, в чем заключается эта неполнота сведений, что лишило возможности Каплунов М.И. выполнить соответствующим образом требование избирательной комиссии.

По смыслу п. 3 ст. 20 данного Федерального закона избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.

При имеющейся редакции приложения к названному Федеральному закону "Сведения о размере и об источниках доходов..." избирательной комиссии следовало конкретно указать, в чем заключается неполнота сведений.

Поскольку ТИК Андроповского района сама не выполнила требования закона, то она не вправе была отказывать в регистрации Каплунов М.И.

Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документов либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ или иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка по основаниям, предусмотренным подпунктом подпунктов "в1", "в2" пунктов 24, подпунктов "б1", "б2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 ФЗ.(Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2008 N 80-Г08-1)

Кроме того, ТИК Андроповского района отказала Каплунов М.И. в регистрации кандидатом на основании подпункта « ж» п. 24 статьи 38 ФЗ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гласящего, что основанием отказа в регистрации кандидату является несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно).

Разрешая заявленные требования, судом установлено, что ТИК Андроповского района 13.01.2011г. дала разрешение заявителю на открытие избирательного счета. И в этот же день Каплунов М.И. открыл специальный избирательный счет. Поэтому ссылка ТИК Андроповского района на п.п. « ж» п. 24 статьи 38 ФЗ № 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)) является не состоятельной.

Судом установлено, что на день регистрации (21 января 2011года) Каплунов М.И. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района СК был открыт специальный избирательный счет- 13 января 2011года, на счет внесены средства в размере № руб., что подтверждается договором № о специальном избирательном счете Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ( открытое акционерное общество)

Соответственно, предусмотренных п.п. "ж" п. 24 ст. 38 Федерального Закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для отказа в регистрации не имелось.

Как следует из оспариваемого постановления от 22 января 2011года, в нем указаны и другие нарушения, но остальные выявленные нарушения не явились причиной отказа в регистрации КаплуновуМ.И., поэтому судом эти нарушения не рассматриваются.

Судом исследовалась ссылка ТИК Андроповского района на нарушение Каплунов М.И. пункта 11 части 10 статьи 15, пункта 2 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26.06. 2008 г. № 37 –кз « О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», являющееся основанием к отказу в регистрации. Данная ссылка не является не обоснованной, поскольку Закон Ставропольского края от 26.06. 2008 г. № –кз « О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» не предоставляет возможности ТИК отказывать в регистрации кандидату.

Основания для отказа в регистрации кандидата указаны только в п. 24 ст. 38 Федерального Закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и данный перечень оснований отказа в регистрации кандидата является исчерпывающим(п.27ст.38 ФЗ №).

При таком положении оспариваемое заявителем Постановление ТИК Андроповского района об отказе в регистрации Каплунов М.И. было принято с нарушением требований пп. "ж", "в1", п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ и имеются основания для его отмены.

При изложенных обстоятельствах суд признает Постановление Территориальной избирательной комиссии Андроповского района № от 22 января 2011 года об отказе в регистрации Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольскою края незаконным и обязывает ТИК Андроповского района зарегистрировать Каплунова М.И. кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.260, 260.1,261 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Андроповского района № от 22 января 2011 года об отказе в регистрации Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципальное образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольскою края.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Андроповского района зарегистрировать Каплунов М.И. кандидатом на должность главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Андроповский районный суд в течение 5 дней с даты изготовления мотивированного решения.

Справка: мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2011г.

Председательствующий- судья Т.М.Ковальчук