Решение по делу № 2-157/11 по заявлению прокурора в интересах РФ о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вороса о регистрации.



Дело № 2 - 157/ 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30 » мая 2011 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ковальчук Т.М.

при секретаре Григоровой Е.В.

с участием помощника прокурора Евсултанова Т.М., представителя заинтересованных лиц Сарсакова А.Я., заинтересованных лиц Магомедов М.П., ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района в интересах Российской Федерации о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился с названным заявлением указав, что согласно адресным справкам отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно данным ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» Андроповский отдел Невинномысского филиала данное помещение является нежилым помещением. При этом, согласно домовой книге № администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета под № № в ней значится ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедов М.П. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедова З.А. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедов Г.Х. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № 66 значится Магомедов Ж.М. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № 68 значится Абдулаев А.М. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедов К.Х. с ДД.ММ.ГГГГ, в домовой книге № под № № значится Магомедов Ю.Х. с ДД.ММ.ГГГГ

Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади).

Согласно нормативно-правовым актам 1982 г., 1986 г. прописка производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включал в себя:

1)жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2)жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд.

3)жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4)жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного федерального закона граждане при обращении к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляют паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства гражданина российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес> не подпадает.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п.31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно ч.1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства выше указанных граждан был установлен в ходе проверки обращения начальника отдела ФСБ РФ в г. Невинномысске Кузьменко С.М. ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании помощник прокурора Евсултанов Т.М. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. зарегистрированы в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка регистрации граждан.

Представитель Сарсаков А.Я. заинтересованных лиц Администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета, а также ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. с заявлением прокурора Андроповского района о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета в судебном заседании не согласился полностью. Пояснил, что действительно, ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. прописаны на точке Нижгальцева, однако, данное помещение является жилым, данный объект относится к муниципальной собственности и значится в реестре муниципальной собюственности.

Заинтересованные лица ФИО2, Магомедов М.П.действующий как в своих интересах так и интересах своей несовершеннолетней дочери Магомедов Ж.М. поддержали мнение представителя Сарсакова А.Я..

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07. 1995г. № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08. 2002г.), закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х..

Согласно нормативно-правовым актам 1974 года и 1995 года, прописка производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 28 августа 1974 г. N 678 «О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН» (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.85 N 241, от 26.02.86 N 271, от 28.08.86 N 1029, от 08.09.90 N 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях.

Согласно п.7 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 N 14) Под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.

Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года)(Назначение жилых домов и жилых помещений) Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Точка Нижгальцева <адрес>, где значатся зарегистрированными ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. не подпадает под статус жилого помещения, и регистрация их является не правомерной <адрес> <адрес>.

Действия должностного лица администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета, Андроповского района Ставропольского края при производстве регистрации ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. по адресу- точка Нижгальцева, <адрес> являются не законными, что подтверждается домовой книгой администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района, адресными справками из отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе об учетных данных отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю, копиями паспортов ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х..

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрация муниципального образования Новоянкульского сельсовета не представила в суд доказательства законности действий должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета при решении вопроса о регистрации.

Согласно абзаца 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002г.№ 27-кз( в редак. От 04.03. 2005 г.)» О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» органами регистрационного учета – понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.

По общему правилу организации и граждане в силу ст. 3,4 ГПК РФ вправе обращаться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителей, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета, Андроповского район, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.

Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя – прокурора Андроповского района, действующего в интересах Российской федерации нарушенными, требование заявителя суд признает основанным на действующем законодательстве.

Доводы представителя заинтересованных лиц Сарсакова А.Я. о том, что заинтересованные лица проживают в жилых помещениях, и данные помещения как жилые зарегистрированы в реестре муниципальной собственности, достоверными доказательствами не подтвержден. Суд критически относится к реестру объектов муниципальной собственности Новоянкульского сельсовета, поскольку правоустанавливающий документ как на жилое помещение, где проживают физические лица, не представлен.

Довод представителя заинтересованных лиц Сарсакова А.Я. о том, что справки ГУП СК « Краевая техническая инвентаризация» Андроповского отдела Невинномысского филиала от 11.04. 2011г. за № и от 13.04. 2011г. за № получены с нарушением закона, не указаны в заявлении, не идентифицированы и не имеют отношения к делу, является не состоятельным, поскольку данные справки выданы на основании технической документации, находящейся в архиве, и подтверждают, что помещения, где значатся зарегистрированными заинтересованные лица являются не жилыми.

Руководствуясь ст. 254,258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства Магомедов Н.О., ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х. по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования Новоянкульского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> ФИО1, ФИО2, Магомедов М.П., Магомедова З.А., Магомедов М.А., Магомедов Г.Х., Магомедов Ж.М., Абдулаев А.М., Магомедов К.Х., Магомедов Ю.Х..

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Андроповский районный суд в течение 5 дней с даты изготовления мотивированного решения.

Справка: мотивированное решение изготовлено 03 июня 2011года.

Председательствующий- судья Т.М.Ковальчук