Дело № 2 -212/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «18» июля 2011 года с. Курсавка Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ковальчук Т.М. при секретаре Тетюк А.Н., с участием помощника прокурора Евсултанова Т.М., заинтересованного лица Инусилаев Х.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района в интересах Российской Федерации, заинтересованные лица администрация муниципального образования Новоянкульского сельсовета, Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М. о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Андроповского района обратился с названным заявлением указав, что согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> Согласно данным № 540 от 13.04.2011 ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» Андроповский отдел Невинномысского филиала данное помещение является нежилым помещением. При этом, согласно домовой книге № 4 администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета без номера в ней значатся Муртазалиева С.М. с 29.06.1981, Инусилаев Х.М. с 25.05.1981. При этом, на основании постановления администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края № 79 от 28.12.2009 постановлено считать в адресах регистрации по месту жительства граждан <адрес>, <адрес> <адрес>. Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1987г. прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включал в себя: 1)жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2)жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд. 3)жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4)жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства гражданина российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п.31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно ч.1 ст. 256 ГПК Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства выше указанных граждан был установлен в ходе проверки обращения начальника отдела ФСБ РФ в г. Невинномысске Кузьменко С.Н. 18.03.2011 г. В судебном заседании помощник прокурора Евсултанов Т.М. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М., зарегистрированы в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка регистрации граждан. Заинтересованное лицо Инусилаев Х.М. в судебном заседании пояснил, что не согласен с требованиями прокурора. Действительно, он прописан на <адрес> <адрес> с 25 мая 1981 года, в то время он работал на данной точке старшим чабаном совхоза «Янкульский», его прописали, поскольку администрация совхоза «Янкульский» была согласна о его прописке, а сельский совет произвел его прописку. Правоустанавливающих документов на помещение, в котором он проживает и зарегистрирован, у него не имеется. Заинтересованные лица Администрация муниципального образования Новоянкульского сельсовета, а также Муртазалиева С.М., в судебное заседание не явились без уважительных причин. О месте и времени судебного заседания Администрация муниципального образования Новоянкульского сельсовета, а также Муртазалиева С.М., надлежащим образом уведомлены, в деле имеется отчет о передаче факсового уведомления в МО Новоянкульский сельсовет о дне и месте судебного заседания, а также расписка на имя Муртазалиева С.М. о вручении повестки о явке в суд. Согласно ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе Муртазалиева С.М., Инусилаев <адрес> точка Стрижка Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации предусмотренных законом прав и свобод граждан. Из анализа указанных норм Закона следует, что местом жительства гражданина является место его регистрации по месту жительства. В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07. 1995г. № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08. 2002г.), закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации Согласно нормативно-правовым актам 1974 года и 1995 года, прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Постановлением от 28 августа 1974 г. N 678 «О некоторых правилах прописки граждан» (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.85 N 241, от 26.02.86 N 271, от 28.08.86 N 1029, от 08.09.90 N 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях. Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 N 14) Под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года)(Назначение жилых домов и жилых помещений) Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. <адрес> <адрес>, где значатся зарегистрированными Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М., не подпадает под статус жилого помещения, и регистрация их является не правомерной на <адрес>, <адрес>. Действия должностного лица администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета, Андроповского района Ставропольского края при производстве регистрации Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М., по адресу - <адрес>, <адрес> являются не законными, что подтверждается домовой книгой администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района, адресными справками из отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе об учетных данных отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрация муниципального образования Новоянкульского сельсовета не представила в суд доказательства законности действий должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета при решении вопроса о регистрации Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М.. Согласно абзаца 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002г.№ 27-кз( в редакции от 04.03. 2005 г.)» О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» органами регистрационного учета – понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства. По общему правилу организации и граждане в силу ст. 3,4 ГПК РФ вправе обращаться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителей, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М., в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета, Андроповского район, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя – прокурора Андроповского района, действующего в интересах Российской федерации нарушенными, требование заявителя суд признает основанным на действующем законодательстве. Руководствуясь ст. 254,258, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М. по адресу: <адрес>, <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Новоянкульского сельсовета снять с регистрационного учета Муртазалиева С.М., Инусилаев Х.М. по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Андроповский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения. Справка: мотивированное решение изготовлено 20 июля 2011года. Председательствующий- судья Т.М.Ковальчук