Решение по делу № 2-183/11 по заявлению прокурора в интересах РФ о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации



Дело № 2-183/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 июля 2011года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казаковой Н.В.,

при секретаре Кривошеевой СН.,

с участием прокурора Евсултанова Т.М.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района Смолякова В.В. в интересах Российской Федерации о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Андроповского района Смоляков В.В. обратился в Андроповский районный суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельского совета при решении вопроса о регистрации Исаев У.Х. по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> и о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Новоянкульского сельского совета снять Исаев У.Х. с регистрационного учёта по указанному месту жительства.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Андроповского района Евсултанов Т.М. поддержал заявленные требования в обоснование которых пояснил следующее.

Согласно домовой книге администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета в ней значится зарегистрированным по адресу: <адрес>, <адрес> : за №55 Исаев У.Х. с 03.06. 1994 года.

Согласно адресной справки отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе Исаев У.Х. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>

Согласно данным ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» Андроповский отдел Невинномысского филиала, сведения о том, что данное помещение является жилым, отсутствуют.

Согласно нормативно-правовым актам, действующим на момент регистрации указанных граждан, прописка (регистрация) производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР ( действующего на момент регистрации указанных граждан) жилищный фонд включал в себя:

- жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

- жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

- жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

- жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 названного федерального закона граждане обращаются к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляются:

-паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

-документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, - не подпадает.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п.31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Новоянкульского сельского совета, а так же заинтересованное лицо - Исаев У.Х. –надлежащим образом и неоднократно извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки суд не уведомили, возражений на заявленные требования не представили. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает, что требования прокурора Андроповского района законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что по сведениям домовой книги администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета в ней значатся зарегистрированными по адресу <адрес>, <адрес>: за № 55 – Исаев У.Х. с 03.06.1994 года.

Согласно адресной справки отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Андроповском районе Исаев У.Х. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>

Согласно данным ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» Андроповский отдел Невинномысского филиала, сведения о том, что данное помещение является жилым, отсутствуют.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР, действующего на момент регистрации Исаев У.Х. договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Под вселением в установленном законом порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке ( согласно разъяснений, содержащихся в п.7 Постановления Пленума ВС СССР от 03.04.1987г. №2 «О практике применения судами жилищного законодательства» в редакции Постановления Пленума ВС СССР от 30.11.1990г. № 14).

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом, согласно ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08.2002г) закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации Исаев У.Х., согласно которых прописка (регистрация) производилась только в жилые помещения.

Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под статус которого объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, не подпадает.

Поэтому регистрация Исаев У.Х. не в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, является неправомерной, а действия должностного лица администрации МО Новоянкульского сельсовета по регистрации являются незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

Администрацией муниципального образования Новоянкульского сельского совета суду не представлено доказательств, подтверждающих законность действий должностных лиц администрации при решении вопроса о регистрации Исаев У.Х. по месту жительства.

Представленная за подписью главы МО Новоянкульского сельсовета Кравченко Н.А. выписка из реестра объектов муниципальной собственности Новоянкульского сельсовета за № 430 от 30.05.2011г., согласно которой объект по адресу <адрес> является жилым домом, не может рассматриваться как достоверное доказательство, поскольку сам документ ( реестр объектов муниципальной собственности Новоянкульского сельсовета) на неоднократные запросы суда так и не был представлен, глава администрации МО Новоянкульского сельсовета уклонился от явки в суд для дачи пояснений по вопросам составления данной выписки и обоснованности содержащихся в ней сведений. Кроме того, в основание занесения в Реестр названного объекта как жилого дома дана ссылка на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», которое предусматривало передачу объектов недвижимости в муниципальную собственность района (а не муниципальных образований), к каковым МО Новоянкульский сельсовет не относится.

Орган, совершивший оспариваемое действие ( регистрацию), не представил иных доказательств того, на каком основании данный объект в выписке из Реестра был обозначен как жилой дом ( документы, подтверждающие строительство данного объекта как жилого дома; документы, подтверждающие переоборудование или перевод данного объекта в жилое помещение; документы, подтверждающие вселение туда граждан как в жилое помещение и т.п.).

На основании изложенного, незаконность производства должностным лицом муниципального органа регистрации граждан в указанном помещении нашла свое подтверждение.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора Андроповского района в суд в интересах Российской федерации с данными требованиями основано на действующем законодательстве, регулирующем вопросы осуществления регистрационного учета граждан и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 июня 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, - на основании вступившего в законную силу решения суда.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд признаёт неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельского совета при решении вопроса о регистрации Исаев У.Х. по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> и возлагает на администрацию муниципального образования Новоянкульского сельского совета снять Исаев У.Х. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Андроповского района удовлетворить и признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Новоянкульского сельского совета при решении вопроса о регистрации Исаев У.Х. по месту жительства по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования Новоянкульского сельского совета гражданина снять Исаев У.Х. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Андроповский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: мотивированное решение изготовлено 25.07.2011 года.

Судья Н.В.Казакова