Решение по делу № 2-304/2011 по иску тагирбекова о признании незаконными отказа в назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-304/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 октября 2011 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Меньшова С.В.,

при секретаре Тетюк А.Н.,

с участием истца Тагирбеков Ф.З.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ

по Андроповскому району Панкратовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тагирбеков Ф.З. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольского края о признании незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности на ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району о включении спорных периодов в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, а также возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району обязанности назначить досрочную пенсии по старости с момента обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Тагирбеков Ф.З. обратился в Андроповский районный суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольского края о признании отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края в назначении досрочной пенсии по старости незаконным и необоснованным, о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости спорные периоды прохождения действительной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР и прохождения обучения на курсах повышения квалификации кадров с отрывом от работы, а также о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края назначить заявителю досрочную пенсию по старости с момента его первоначального обращения, то есть с 03 марта 2011 года.

В судебном заседании истец Тагирбеков Ф.З. поддержал исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ УПФ РФ по Андроповскому району Панкратова Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что по представленным истцом документам не усматривается выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в полном объёме в течение всего периода работы, в связи с чем периоды нахождения на курсах повышения квалификации включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не представляется возможным.

Панкратова Л.Н. также указала, что согласно ст. 11 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ период прохождения военной службы относится к иным периодам и засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. Однако указанным законом не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачёта в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с чем период службы в армии зачесть в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, не представляется возможным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, ввиду их законности и обоснованности.

В судебном заседании установлено, что 03 марта 2011 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края за назначением досрочной пенсии по старости как лицу, которое не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность, однако в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа, так как в специальный стаж для назначения льготной пенсии не были включены периоды нахождения на службе по призыву в рядах Советской Армии, нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно записям, содержащимся в военном билете, истец с 29 октября 1983года по 30 ноября 1985 года проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР (л.д. 15, 16).

С 01 июля 1988 года по 30 июля 1988 года; с 01 июня 1988 года по 30 июня 1988года; с 19 марта 1989 года по 30 марта 1989 года; с 30 августа 1989 года по 30сентября 1989 года; с 22 марта 1994 года по 25 марта 1994 года; с 26 марта 1990года по 30 марта 1990 года; 03 февраля 2004 года по 21 марта 2004 года; с 09марта 2006 года по 27 марта 2006 года, истец проходил обучение на курсах повышения квалификации кадров с отрывом от работы (л.д. 11, 12)

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29января 2004 года со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 года и Определение № 320-О от 05 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения истцом службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959года (далее Положение).

Согласно п. 1 указанного Положения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

На момент обращения истца к ответчику, осуществляющему пенсионное обеспечение, истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Указанная правовая позиция нашла своё отражение в Определении Верховного Суда РФ от 16 апреля 201 года (по гражданскому делу по исковому заявлению Ефремова А.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Никольскому району Пензенской области).

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и 14 июня 2006 года) разъяснено, что период нахождения педагогов на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

Так, согласно п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 ТК Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанная правовая позиция нашла своё отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 74-В10-11 от 04 февраля 2011 года (по гражданскому делу по исковому заявлению Бабичевой Т.Г. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Якутске Республики Саха (Якутия).

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, спорные периоды службы истца в армии и нахождение истца на курсах повышения квалификации кадров с отрывом от производства подлежат включению ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учётом предоставленных доказательств, подтверждающих период прохождения действительной военной службы в рядах Вооружённых сил СССР и периоды прохождения обучения на курсах повышения квалификации кадров с отрывом от работы, Тагирбеков Ф.З. приобрёл право на назначение досрочной трудовой пенсии, которая подлежит назначению с момента возникновения права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тагирбеков Ф.З. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольского края, удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края в назначении досрочной пенсии по старости, незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края включить в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости периоды:

- прохождения действительной военной службы в рядах Вооружённых сил СССР с 29 октября 1983 года по 30 ноября 1985 года;

- прохождения обучения на курсах повышения квалификации кадров с отрывом от работы с 01 июля 1988 года по 30 июля 1988 года; 01 июня 1988 года по 30 июня 1988года; с 19 марта 1989 года по 30 марта 1989 года; с 30 августа 1989 года по 30сентября 1989 года; с 22 марта 1994 года по 25 марта 1994 года; с 26 марта 1990года по 30 марта 1990 года; 03 февраля 2004 года по 21 марта 2004 года; с 09марта 2006 года по 27 марта 2006 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Андроповском районе Ставропольского края назначить Тагирбеков Ф.З. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с момента его первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Андроповский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Справка: мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2011 года.

Судья Андроповского

районного суда С.В. Меньшов