Решение по делу № 2-348/2011 по заявлению Романенко о признании незаконным решения Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края.



Дело № 2-348/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Меньшова С.В.,

при секретарях Тетюк А.Н., Сафоновой И.А.,

с участием представителей главы Андроповского

муниципального района Ставропольского края Романенко В.В.

по доверенности от 05 июля 2011 года Фастовец Е.А.,

по доверенности от 03 октября 2011 года Щербаковой А.С.,

представителей Совета Андроповского

муниципального района Ставропольского края

по доверенности от 07 сентября 2011 года Гулый А.В.,

по доверенности от 29 сентября 2011 года Щербаковой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Андроповского муниципального района Ставропольского края Романенко В.В. о признании незаконным пункта 2 решения Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края № 31/379-2 от 22июля 2011 года «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края» и приложение к данному решению,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Андроповского муниципального района Ставропольского края Романенко В.В. обратился в Андроповский районный суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края № 31/379-2 от 22 июля 2011 года «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края» и приложение к данному решению.

В судебном заседании представители главы Андроповского муниципального района Ставропольского края пояснили, что оспариваемый пункт решения Совета района является незаконным, поскольку вынесен в нарушение норм международного права, Конституции РФ, а также действующего федерального и краевого законодательства и просили удовлетворить заявление по основаниям изложенным в нём.

Представители Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что оспариваемое решение принято Советом Андроповского муниципального района, который является представительным органом, принимающим свои решения коллегиально. Оспариваемое решение было принято большинством голосов от присутствующих депутатов и в соответствии с Уставом, Регламентом и Положением.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что 27 мая 2011 года глава района внёс в Совет района проект решения Совета района «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края», направив его в комиссию Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края по вопросам законности, безопасности и местному самоуправлению, который имел приложение - Структура аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края, являющееся его неотъемлемой частью и составляющее с ним единое целое (т. 1 л.д. 68, 69).

08 июля 2011 года комиссия, на своём заседании обсудив внесённый проект решения и предложив свою корректирующую поправку, касающуюся контроля за его исполнением, приняла решение поддержать проект решения Совета района, и рекомендовать Совету района принять решение Совета района с текстом аналогичным тесту внесённого проекта решения, с учётом корректирующей поправки (т. 1 л.д. 73-76).

22 июля 2011 года на заседании Совета района, при рассмотрении депутатами проекта решения, глава муниципального образования Куршавского сельского совета Андроповского района Ставропольского края Гулый А.В., предложил свою поправку к проекту решения, путём представления депутатам новой редакции его приложения, касающегося структуры аппарата Совета района, которая депутатами была принята, после чего было принято оспариваемое решение Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края № 31/379-2 от 22июля 2011 года «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края» с приложением к данному решению, предложенным Гулый А.В. (т. 1 л.д. 85).

В силу ст. 130 Конституции РФ решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года), при рассмотрении дела по существу необходимо выяснить:

- имеет ли о должностное лицо полномочия на принятие решения;

- соблюдён ли порядок принятия решения должностным лицом;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что согласно главам 10, 11 Регламента Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края, утверждённого решением Совета района № 34/307-1 от 07 ноября 2007 года (далее Регламент) и Положения «О порядке принятия решений Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края», утверждённого решением Совета района № 24/223-1 от 03 ноября 2006 года (далее Положение), Совет Андроповского муниципального района Ставропольского края имел полномочия на принятие оспариваемого решения (т. 1 л.д. 51-62, 63-67).

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.

В ходе судебного заседания установлено, что порядок принятия оспариваемого решения соблюдён.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 32.3 Устава Андроповского муниципального района Ставропольского края правовые акты Совета муниципального района, не являющиеся нормативными, принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Совета муниципального района, если иное не установлено федеральным законом и настоящим Уставом.

Решения Совета муниципального района по процедурным вопросам принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета муниципального района (абзац 3 части 1 статьи 32.3 Устава).

Согласно ст. 66 Регламента проект решения, внесённый в Совет района, направляется главой района в соответствующую постоянную комиссию Совета района, которая им же назначается ответственной за его подготовку к рассмотрению на заседании Совета <адрес> (т.1 л.д. 60, 61).

В соответствии со ст. 67 Регламента и п. 3.7 Положения о порядке принятия решений Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края, в период подготовки проекта решения Совета района к рассмотрению, депутаты Совета района, не участвующие в работе заседания постоянной комиссии Совета района, на котором обсуждается проект решения, вправе вносить свои замечания и предложения (поправки) по данному проекту решения, которые должны быть рассмотрены и учтены постоянной комиссией Совета района при подготовке соответствующего заключения (т. 1 л.д. 61, 65).

Согласно п. 3.3 Положения отзывы (замечания) и поправки по проекту решения вносятся субъектами правотворческой инициативы непосредственно в Совет района, и после их соответствующей регистрации передаются в ответственную комиссию.

Поправки в проект решения могут вноситься с целью его корректировки и редактирования. Не допускается внесение поправок, выходящих за пределы смыслового содержания проекта решения (т.1 л.д. 64).

В соответствии со ст. 51 Регламента, на заседаниях Совета района депутаты участвуют в прениях, вносят предложения по существу обсуждаемых вопросов, предлагают кандидатуры и высказывают мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых или представленных на согласование Совета района, задают каждому кандидату или выступающему вопросы, дают справки, а также пользуются иными правами в соответствии со статусом депутата Совета района.

Поправки к проекту решения вправе предлагать только субъекты правотворческой инициативы (депутаты, депутатские объединения, постоянные комиссии Совета района, глава района, администрация района, инициативная группа граждан в количестве не менее 2% от числа жителей района, обладающих избирательным правом). Другие инициаторы поправок могут вносить их через субъекты правотворческой инициативы.

К рассмотрению принимаются поправки в письменной форме, имеющие формулировки, отражающие суть рассматриваемого вопроса, позволяющие включить их в текст проекта решения (т. 1 л.д. 58).

Согласно пункту 3.14. Положения, при рассмотрении проекта решения обсуждается необходимость его принятия, даётся общая оценка концепции правового акта, определяется соответствие его основных положений Конституции Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству и Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, Уставу района и муниципальным правовым актам района, рассматриваются поступившие по проекту решения замечания и поправки.

В судебном заседании установлено, что проект оспариваемого решения Совета был внесён на рассмотрение субъектом правотворческой инициативы, прошёл подготовку соответствующей комиссии к рассмотрению на заседании Совета района. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе и выпиской из протокола тридцать первого очередного заседания Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 22июля 2011 года, в котором отражено, что в заседании Совета принимали участие 30 депутатов из 33, что свидетельствует о наличии кворума.

При обсуждении проекта решения, депутат Совета, являющийся главой муниципального образования Куршавского сельского совета Андроповского района Гулый А.В. внёс поправку, путём представления депутатам новой редакции его приложения, касающегося структуры аппарат Совета района (т. 1 л.д. 79-84).

Из материалов дела следует, что поправка, предложенная Гулый А.В., была внесена в письменном виде, имела формулировку, отражающую суть рассмотрения вопроса.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ДегтярёвойТ.Н., допрошенной в судебном заседании, которая была секретарём и вела протокол тридцать первого очередного заседания Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 22июля 2011 года, (т. 1 л.д. 121).

Из содержания выписки указанного протокола следует, что депутаты обсуждали проект решения Совета и предложенную поправку и, не усмотрев необходимости продолжить работу над проектом, рассмотрели вопрос в первом чтении в соответствии с п. 3.19 Положения.

В выписке также отражено, что депутаты несколько раз голосовали по данному вопросу, приняв решение с поправкой, внесённой Гулый А.В. (т.1 л.д. 184).

В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона, поскольку, в соответствии со ст. 23 Устава Андроповского муниципального района Ставропольского края, для обеспечения своей деятельности Совет муниципального района может формировать аппарат, самостоятельно решать вопросы о его структуре и численности в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 28).

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета принято в установленном законом порядке, в пределах компетенции Совета, в установленной законом форме, с соблюдением процедуры принятия такого решения, установленной вышеприведенными Регламентом и Положением, в связи с чем заявление главы Андроповского муниципального района Ставропольского края Романенко В.В. о признании незаконным пункта 2 решения Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края № 31/379-2 от 22 июля 2011 года «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края» и приложение к данному решению, необходимо оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление главы Андроповского муниципального района Ставропольского края Романенко В.В. о признании незаконным пункта 2 решения Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края № 31/379-2 от 22 июля 2011 года «О численности и структуре аппарата Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края» и приложение к данному решению, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Андроповский районный суд в течение 10дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2011 года.

Судья Андроповского

районного суда С.В. Меньшов