Решение по делу № 2-381/2001 по иску прокурора Андроповского района в интересах Малышенко о возложении обязанности предоставить денежные средства на приобретение или строительство жилья



Дело № 2-381/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Меньшова С.В.,

при секретаре Тетюк А.Н.,

с участием прокуроров Семенихиной Е.Н.,

Папяна С.В., Евсултанова Т.М.,

представителя администрации Андроповского

муниципального района Ставропольского края Шейкиной А.Н.,

представившей доверенность

от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Малышенко Н.А. к администрации Андроповского муниципального района о возложении обязанности предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Андроповского района Ставропольского края в интересах Малышенко Н.А. обратился в Андроповский районный суд с исковым заявлением к администрации Андроповского муниципального района о возложении обязанности на ответчика предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Малышенко Н.А. (Ворониной) Н.А., согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утверждённому постановлением правительства Ставропольского края № 60-п от 16апреля 2008 года в соответствии с правовым актом администрации района на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании прокурор и Малышенко Н.А. поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении

Представитель ответчика администрации Андроповского муниципального района Шейкина А.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв в котором указала, что согласно постановлению Правительства Ставропольского края № 60-п от 16 апреля 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Указанным постановлением утверждён Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребёнка-сироты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении за счёт средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Представитель третьего лица полагает, что удовлетворение требований прокурора Андроповского района Ставропольского края повлечёт нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно постановлению главы администрации Андроповского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Воронина Н.А. до достижения ею совершеннолетия была назначена Воронина М.Т. (л.д. 24).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Малышенко Н.А. (Воронина) Н.А. являлась студенткой ГОУ среднего профессионального образования «Курсавский региональный колледж «Интеграл». В указанный период времени проживала в общежитии колледжа, расположенного по адресу: Андроповский район, <адрес>л.д. 20-21).

ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с Малышенко А.В., после чего ей была присвоена фамилия Малышенко Н.А. (л.д. 22).

Постановлением главы Администрации муниципального образования Курсавского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Воронина Н.А. принята на учёт граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч. 1 ст.51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 16).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Малышенко Н.А. (Воронина) Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, в детских домах семейного типа и так далее по тексту.

В силу ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16 марта 2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16марта 2006 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

В силу ст. 4 «Конвенции о правах ребенка», государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства- участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации № 85-В08-3 от 30 сентября 2008 года, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Право Малышенко Н.А. (Ворониной) Н.А. на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств оспаривания данного права, ответчиком не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Малышенко Н.А. к администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Андроповского муниципального района Ставропольского края предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Малышенко Н.А. (Ворониной) Н.А., согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утверждённому постановлением правительства Ставропольского края № 60-п от 16апреля 2008 года, в соответствии с правовым актом администрации района на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Андроповский районный суд в течение 10дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Андроповского

районного суда С.В. Меньшов