Решение по гр. делу № 2-46/12 по заявлению Ставропольского Межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о призании незаконным бездействия МО с. Султан.



Дело № 2 -46/ 12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13 »апреля 2012 года с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ковальчук Т.М.

при секретаре Волковой Ю.А.

с участием заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютина Д.Л., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования с. Султан Андроповского района Ставропольского края Фастовец Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с. Султан Андроповского района, выразившейся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – земляной дамбы, образующей пруд, расположенной в границах муниципального образования с. Султан, в 800м. на северо-восток от <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился с названным заявлением указав, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования села Султан Андроповского района.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Проверкой, установлено, что в границах муниципального образования села Султан Андроповского района, в 800м. на северо-восток от <адрес> расположено гидротехни­ческое сооружение в виде земляной дамбы пруда. Параметры гидротехниче­ского сооружения: длина - 120 м, ширина - 2 м, высота – 1,3 м. Географические координаты дамбы: 44°35"279" с.ш., 42°41" 537" в.д. Дамба земляная (утрамбованный грунт), насыпная, оборудована донным водосбросом, частично засорена грунтом, сорной растительностью (нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О безо­пасности гидротехнических сооружений").

По данным отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по Андроповскому району право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) органами местного самоуправления не принято.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.

В полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит.

Проверкой установлено, что несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям п.п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования села Султан Андроповского района не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановки пруда с плотиной на баланс муниципального образования. Бездействие администрации муниципального образования села Султан Андроповского района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального об­разования села Султан Андроповского района, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар­тографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхо­зяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - земляной дамбы, образующей пруд, расположенной в границах муниципального образо­вания села Султан Андроповского района, в 800м. на северо-восток от <адрес> (географические координаты дамбы: 44°35"279" с.ш., 42°41" 537" в.д.).

Возложить на администрацию муниципального образования села Султан Андроповского района обязанность обратиться в течение месяца после вступле­ния решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государ­ственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заяв­лением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротех­нического сооружения - земляной дамбы, образующей пруд, расположенной в границах муниципального образования села Султан Андроповского района, в 800м. на северо-восток от <адрес> (географические координаты дамбы: 44°35"279" с.ш., 42°41" 537" в.д.).

В судебном заседании заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д. Л. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального технологического Управления Ростехнадзора по СК Блинцова Н.В. поддержала требования прокурора, пояснила, что они рассылали письма о бездействии сельских администраций по решению вопроса о постановке бесхозных ГТС на учет, которые остались без ответа. Отсутствие собственника не позволяет обеспечить надлежащее состояния ГТС и его безопасность.

Глава муниципального образования села Султан Андроповского района СК Бедник Н.И. просил дело рассмотреть без его участия с участием представителя Фастовец Е.А.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования села Султан Фастовец Е.А. возражал против заявления. Пояснил, что положения ст. 225 ГПК РФ не могут быть применены по данному делу, данная норма не содержит указаний на обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится ГТС, обратиться в Росреестр –регистрирующий орган для постановки на учет, на постановку на учет у администрации отсутствуют денежные средства, прокурор не вправе обращаться с данными требованиями. До проверки, администрация поселения не знала о бесхозных ГТС. В настоящее время Администрация поселения о данных бесхозных ГТС известила население через местную газету поселения о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (сельсовета) села Султан Андроповского района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – земляной дамбы, образующий пруд, находящихся на территории этого муниципального образования, поданное на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению в форме возложения на такую администрацию обязанности обратиться в Управление Федеральной службы по Ставропольскому краю государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений.

Суд находит доводы представителя администрации поселения о том, что понуждение администрации муниципального района села Султан Андроповского района СК к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке ГТС земляной дамбы, образующий пруд, на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах представленных законодательством полномочий, не состоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.

В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Из материалов дела усматривается, что гидротехническое сооружение - земляная дамба, образующая пруд, расположена на территории поселения села Султан Андроповского района.

Комиссией 27.03.2012года в присутствии заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, проведена проверка ГТС земляной дамбы, образующий пруд, расположенной в селе Султан Андроповского района. В ходе проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности при эксплуатации ГТС установлено, что вышеуказанное ГТС бесхозяйное, персонал для эксплуатации гидротехнического сооружения отсутствует, не обеспечивается проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий в связи с чем Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением.

В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует и устанавливает Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Отсутствие собственника такой недвижимости и эксплуатирующей организации, влечет неисполнение предусмотренных статьей Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнический сооружений, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения. Данное положение закреплено в п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь не свидетельствует о нарушении принципа самостоятельности органов местного самоуправления.

Кроме этого, данная обязанность вытекает из п.3 ст. 225 ГК РФ и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Более того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Таким образом, довод представителя заинтересованного лица Фастовец Е.А. об отсутствии нормативно-правового акта, устанавливающего обязанность органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, необоснованны и не могут быть приняты судом.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор представил доказательства, свидетельствующие о незаконности бездействия администрации МО села Султан Андроповского района СК в части непринятия мер в постановке на учет как бесхозяйное имущество - ГТС земляной дамбы образующей пруд, о чем свидетельствуют акты проверки состояния ГТС от 22.12.2011года и от27.03. 2012года.

При этом в материалах дела имеются сведения об отсутствии зарегистрированных прав на данный объект недвижимого имущества, о включении в реестр федеральной собственности, собственности субъекта РФ, сведений о застройщике данного объекта, наличие или отсутствие исходно-разрешительной документации на возведение данного объекта, сведения из государственного кадастра недвижимости, а также сведения о приемки его в эксплуатацию, передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и иные документы, подтверждающие принадлежность объекта физическому или юридическому лицу.

Согласно акта от 27.03. 2012года ГТС были построены примерно в 1960-1970г.г. бывшим колхозом им. М. Горького, прекратившим свое существование и в настоящее время являются бесхозными, проектно- техническая документация на строительство и эксплуатацию ГТС отсутствует.

Кроме того, суд отмечает, что согласно п.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

При этом из материалов дела однозначно следует, что данный объект находится в административных границах МО села Султан Андроповского о района СК.

В силу ст. 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния дамбы пруда, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Из доказательств по делу, а также из показаний старшего специалиста Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору межрегионального технологического управления Куприянова Г.Н. усматривается, что эти меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования с. Султан Андроповского района, не обращение администрации муниципального образования с. Султан в Управление Федеральной регистрационной службы Ставропольского края с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При этом, удовлетворяя данное заявление, суд полагает необходимым отметить, что постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает автоматического признания на него права муниципальной собственности, поскольку признание такого права в предмет разрешения данного дела не входило. Это означает, что МО села Султан Андроповского района не лишено возможности в период нахождения указанного выше имущества на учете как бесхозяйного предпринять меры к оформлению своего или иного права собственности на данное имущество в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального об­разования села Султан Андроповского района, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар­тографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхо­зяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - земляной дамбы, образующей пруд, расположенной в границах муниципального образо­вания села Султан Андроповского района, в 800м. на северо-восток от <адрес> (географические координаты дамбы: 44°35"279" с.ш., 42°41" 537" в.д.).

Возложить на администрацию муниципального образования села Султан Андроповского района обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступле­ния решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государ­ственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заяв­лением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротех­нического сооружения - земляной дамбы, образующей пруд, расположенной в границах муниципального образования села Султан Андроповского района, в 800м. на северо-восток от <адрес> (географические координаты дамбы: 44°35"279" с.ш., 42°41" 537" в.д.).

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Андроповский районный суд.

Справка: мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2012года.

Председательствующий- судья Т.М.Ковальчук