Решение по заявлению прокурора Андроповского района в интересах неопределенного круга лиц и РФ к отделу МВД России По Андроповскому району об оспаривании бездействия.



Дело № 2 -189 /12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» мая 2012 г. с. Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ковальчук Т.М.

при секретаре Тетюк А.Н.,

с участием представителя истца помощника прокурора Андроповского района Евсултанова Т.М.

представителя заинтересованного лица отдела МВД России по Андроповскому району Рогачевой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Андроповскому району об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Андроповского района обратился с данным исковым заявлением, указав, что Прокуратурой Андроповского района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания отдела МВД России по Андроповскому району.

В результате выявлены факты нарушения требований законодательства Российской Федерации о содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которые выразились в ненадлежащей организации в ИВС отдела МВД России по Андроповскому району порядка и условий содержания лиц указанной категории, а также ненадлежащем обеспечении гарантии их прав и законных интересов.

Установлено, что здание ИВС отдела МВД России по Андроповскому району, построенное в 1975 году, включает в себя 5 камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, 1 камеру для содержания административно-арестованных, отделенную от основного блока металлической решеткой, комнату дежурного по ИВС, коридор. Лимит мест в ИВС составляет 15 человек, из них 11 мест для содержания подозреваемых и обвиняемых и 4 места для содержания административно-арестованных лиц.

В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ (далее по тексту - Закон № 103-фз) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.

Статьей 15 Закона № 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации, а в соответствии со статьей 23 названного Закона установлены требования к материально-бытовому обеспечению обвиняемых и подозреваемых лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии со ст. 9 Закона № 103 -ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности.

Аналогичные требования к изоляторам временного содержания установлены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее Правила внутреннего распорядка), принятым во исполнение ст. 16 Закона № 103-фз в целях повышения эффективности деятельности ИВС и создания в них условий, обеспечивающих соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Вместе с тем проверкой установлено, что в нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 17, ст. 23 Закона № 103-фз, п.п. 14, 45, 47 Правил внутреннего распорядка, в ИВС отсутствует дезинфекционная камера для обработки одежды вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых; отсутствует душ для еженедельной помывки лиц, содержащихся под стражей; камеры № № 2, 3, 4 ИВС не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, кнопкой для вызова дежурного, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, индивидуальными нарами или кроватями; камеры № 2 и 3 ИВС не оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

В нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона № 103-фз, п.п. 130-134 Правил внутреннего распорядка ИВС не оборудован прогулочным двором, в результате содержащиеся в ИВС подозреваемые и обвиняемые, лишены права на ежедневную прогулку, что может негативно отразиться на состоянии их здоровья.

В нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона № 103-фз, п.п. 135, 139 Правил внутреннего распорядка в ИВС отсутствует специально оборудованное помещение для свиданий с родственниками и иными лицами. В результате лица, содержащиеся в ИВС незаконно лишены права на свидание с родственниками и иными лицами.

Таким образом, содержание под стражей в указанных условиях подозреваемых и обвиняемых в ИВС отдела МВД России не отвечает принципам законности, справедливости, равенства всех граждан перед законом, гуманизма и уважения человеческого достоинства.

В ходе аналогичной проверки ИВС отдела МВД России по Андроповскому району, проведенной прокуратурой района в 2011 году выявлены аналогичные нарушения требований законов, регламентирующих порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, которые были отражены в представлении прокурора от 29.03.2011. Однако результаты настоящей проверки свидетельствуют о том, что руководством отдела МВД России по Андроповскому району необходимые меры, направленные на устранение выявленных нарушений законов в указанной сфере, не приняты.

Бездействие отдела МВД России по Андроповскому району по обеспечению внутреннего распорядка ИВС в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» нарушает права подозреваемых и обвиняемых, предусмотренные п.п. 5, 9, 11 ст. 17, 23 Закона № 103-фз, а именно права на свидания с родственниками и иными лицами, материально- бытовое обеспечение, на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Прокурор просит признать незаконным бездействие отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Андроповскому району по обеспечению содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений правом на свидания с родственниками и иными лицами; правом на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; правом на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут; правом на материально- бытовое обеспечение в части оборудования камер в соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 и устройства дезинфекционной камеры для обработки одежды. Обязать отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Андроповскому району: устранить нарушения прав содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на свидания с родственниками и иными лицами; на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут. Оборудовать камеры изолятора временного содержания в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950.

В судебном заседании помощник прокурора Евсултанов Т.М. поддержал заявленные исковые требования, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель ответчика отдела МВД России по Андроповскому району Рогачева И.Н. в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями согласна. Действительно, условия содержания подозреваемых и обвиняемых не соответствуют требованиям ФЗ№103, в связи с отсутствием финансирования. Отдел МВД России по Андроповскому району является распределителем целевых средств, на цели указанные в заявлении прокурора денежные средства не поступали. Факты нарушения имеют место быть, но это не является бездействием, о чем свидетельствуют письма направленные в ГУВД.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, если решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В обосновании своих доводов прокурор предоставил в материалы дела : справку о проведении проверки ИВС; копию представления от 29.03.2011года, копию ответа на представление.

Порядок пребывания лиц в ИВС регламентируется Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ (в редакции от 21 апреля 2011 года) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон), Правилами внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (в ред. Приказов МВД РФ от 12 апреля 2007 года №355, от 15 мая 2007 года № 433, от 30 апреля 2008 года № 386 с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 года N ГКПИ08-2382) с приложениями (далее - Правила).

Согласно п.2 ст. 17 указанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.

Согласно ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с п.п. 44,45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Согласно п.9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 года (в редакции от 24 декабря 2009 года) в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

Пунктом указанной Инструкции, предусмотрено, что все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). При этом п.47 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

В соответствии с п. 139 Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

В соответствии с этим же пунктом Правил личные вещи и предметы, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется акт, что предполагает наличие в ИВС кладовой для хранения вещей содержащихся в ИВС.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки от 27.04. 2012 года и проверки, отраженной в представлении от 29.03. 2011года установлено, что ИВС (изолятор временного содержания) находящийся по адресу с.Курсавка <адрес> 1975 года постройки, размещен в здании ОМВД России по Андроповскому району. Изолятор введен в действие в 1975 году, вход в помещение осуществляется через дежурную часть, ИВС имеет 5 камеры, лимит наполнения 15 человек, из них 11 мест для содержания подозреваемых и обвиняемых и 4 места для содержания административно-арестованных лиц.

В нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 17, ст. 23 Закона № 103-фз, п.п. 14, 45, 47 Правил внутреннего распорядка, в ИВС отсутствует дезинфекционная камера для обработки одежды вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых; отсутствует душ для еженедельной помывки лиц, содержащихся под стражей; камеры № № 2, 3, 4 ИВС не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, кнопкой для вызова дежурного, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, индивидуальными нарами или кроватями; камеры № 2 и 3 ИВС не оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

Также установлено, что ИВС не имеет комнаты для свиданий, нарушаются права подозреваемых и обвиняемых, предусмотренные п.п. 5, 9, 11 ст. 17, 23 Закона № 103-фз, а именно права на свидания с родственниками и иными лицами, материально- бытовое обеспечение, на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что существующий в ОМВД России по Андроповскому району Ставропольского края изолятор временного содержания не отвечает требованиям как Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ (в редакции от 21 апреля 2011 года) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", так и приказов МВД РФ, определяющих условия содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Показания свидетелей ФИО6 и ФИО7 свидетельствуют о принимаемых активных мерах, по устранению выявленных прокурором района нарушениях условий содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования прокурора Андроповского района, изучив и исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Андроповскому району по обеспечению содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений правом на свидания с родственниками и иными лицами; правом на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; правом на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут; правом на материально- бытовое обеспечение в части оборудования камер в соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 и устройства дезинфекционной камеры для обработки одежды.

Обязать отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Андроповскому району:

устранить нарушения прав содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на свидания с родственниками и иными лицами; на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; на еженедельную помывку в душе продолжительностью не менее 15 минут;

оборудовать камеры изолятора временного содержания в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Андроповский районный суд.

Председательствующий- судья Т.М. Ковальчук.