Дело № 2 - 247 / 12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «01 » августа 2012 года с. Курсавка Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ковальчук Т.М. при секретаре Волковой Ю.А. с участием помощника прокурора Андроповского района Евсултанова Т.М., представителя ответчика администрации муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского района Ставропольского края А.Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского района, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Андроповского района обратился с названным заявлением указав, что прокуратурой Андроповского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Андроповского района Ставропольского края. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Проверкой проведенной на территории района установлено, что в границах муниципального образования <адрес> расположено гидротехническое сооружение в виде земляной дамбы пруда. Параметры гидротехнического сооружения: длина дамбы № м., ширина дамбы № метра, высота дамбы № метра. Географические координаты плотины: 44°31"433" с.ш., 42°46"100" в.д. Площадь зеркала воды № ГА. Плотина земляная (утрамбованный глинистый грунт), насыпная. Плотина не оборудована водосбросом. Проверенное гидротехническое сооружение построено примерно в период 1970-1980 годов и в настоящее время является бесхозным. Необходимая проектно-техническая документация на строительство, безопасное состояние и эксплуатацию гидротехнического сооружения отсутствует. Необходимые технические расчеты позволяющие определить степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) от чрезвычайных ситуаций по гидротехническому сооружению, не производились. Не определен класс гидротехнического сооружения. Не определены критерии безопасности гидротехнического сооружения и зоны возможного затопления в случае аварии на ГТС. Не осуществляется контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных не осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения. Отсутствуют финансовые и материальные средства, предназначенные для ликвидации аварии на гидротехническом сооружении. Установленные сроки не производится необходимые регулярные комиссионные обследования гидротехнического сооружения на предмет его безопасного состояния. Отсутствует необходимый расчет устойчивости дамбы, проверенного гидротехнического сооружения. Расчеты размеров возможного ущерба экологии и окружающей природной среде при возникновении чрезвычайных ситуаций при прорыве ГТС, не производились. С учетом технического состояния проверенного гидротехнического сооружения, его места расположения на конкретном участке местности, при определенных климатических условиях, возможен прорыв дамбы гидротехнического сооружения, попадание воды в нижележащие русловые пруды, их прорыва и возможности затопления нижележащей территории. По данным Андроповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) органами местного самоуправления не принято. Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580. В полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных объектов не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона №117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка. Однако, проверкой установлено, что несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки п.п. 7.1, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского муниципального района не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановки пруда с плотиной на баланс муниципального образования. Бездействие администрации муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского муниципального района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Андроповского района Евсултанов Т.М. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Глава муниципального образования села Крымгиреевского Андроповского района СК Е.В.Д. просил дело рассмотреть без его участия, с участием представителя А.Е.А. Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования села Крымгиреевского А.Е.А. возражал против заявления. Пояснил, что положения ст. 225 ГПК РФ не могут быть применены по данному делу, данная норма не содержит указаний на обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится ГТС, обратиться в Росреестр –регистрирующий орган для постановки на учет, на постановку на учет у администрации отсутствуют денежные средства, прокурор не вправе обращаться с данными требованиями. ГТС является самовольной постройкой, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие постройку ГТС на законных основаниях. В силу ч.3 ст. 11 Закона № 4-ФЗ « О мелиорации земель» к собственности субъектов РФ относятся как государственные мелиоративные системы, таи и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан и юридических лиц, то есть собственником данного ГТС является Ставропольский край. Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (сельсовета) села Крымгиреевского Андроповского района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – земляной дамбы, образующий пруд, находящихся на территории этого муниципального образования, поданное на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению в форме возложения на такую администрацию обязанности обратиться в Управление Федеральной службы по Ставропольскому краю государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений. Суд находит доводы представителя администрации поселения о том, что понуждение администрации муниципального района села Крымгиреевское Андроповского района СК к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке ГТС земляной дамбы, образующий пруд, на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах представленных законодательством полномочий, не состоятельными. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела. В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Из материалов дела усматривается, что гидротехническое сооружение - земляная дамба, образующая пруд, расположенная <адрес>. В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует и устанавливает Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Отсутствие собственника такой недвижимости и эксплуатирующей организации, влечет неисполнение предусмотренных статьей Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнический сооружений, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения. Данное положение закреплено в п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь не свидетельствует о нарушении принципа самостоятельности органов местного самоуправления. Кроме этого, данная обязанность вытекает из п.3 ст. 225 ГК РФ и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Более того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Таким образом, довод представителя заинтересованного лица А.Е.А. об отсутствии нормативно-правового акта, устанавливающего обязанность органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, необоснованны и не может быть принят судом. Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурор Андроповского района представил доказательства, свидетельствующие о незаконности бездействия администрации МО села с. Крымгиреевского Андроповского района СК в части непринятия мер в постановке на учет как бесхозяйное имущество - ГТС земляной дамбы образующей пруд, о чем свидетельствуют акты проверки состояния ГТС. При этом, в материалах дела имеются сведения об отсутствии зарегистрированных прав на данный объект недвижимого имущества, о включении в реестр федеральной собственности, собственности субъекта РФ, сведений о застройщике данного объекта, наличие или отсутствие исходно-разрешительной документации на возведение данного объекта, сведения из государственного кадастра недвижимости, а также сведения о приемки его в эксплуатацию, передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и иные документы, подтверждающие принадлежность объекта физическому или юридическому лицу. ГТС было построено примерно в 1970-1980г.г. и в настоящее время является бесхозным, проектно- техническая документация на строительство и эксплуатацию ГТС отсутствует. Кроме того, суд отмечает, что согласно п.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. При этом из материалов дела однозначно следует, что данный объект находится в административных границах МО села Крымгиреевского Андроповского района СК. В силу ст. 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния дамбы пруда, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка. В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Из доказательств по делу, усматривается, что эти меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования с. Крымгиреевского Андроповского района, не обращение администрации муниципального образования с. Крымгиреевского в Управление Федеральной регистрационной службы Ставропольского края с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом, удовлетворяя данное заявление, суд полагает необходимым отметить, что постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает автоматического признания на него права муниципальной собственности, поскольку признание такого права в предмет разрешения данного дела не входило. Это означает, что МО села Крымгиреевского Андроповского района не лишено возможности в период нахождения указанного выше имущества на учете как бесхозяйного предпринять меры к оформлению своего или иного права собственности на данное имущество в установленном законом порядке. Довод представителя заинтересованного лица А.Е.А. о том, что ГТС земляной дамбы образующей пруд, относится к собственности Ставропольского края, доказательствами не подтвержден. Порядок отнесения мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, о котором сказано в абз.4 ст. 11 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ» О мелиорации земель», в настоящее время не установлен. Применяются нормы, установленные Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Довод представителя заинтересованного лица А.Е.А. о том, что ГТС земляной дамбы образующей пруд, относится к самовольной постройке, также доказательствами не подтвержден. Данный объект ГТС был построен в период 1970-1980 годов, в период действия норм Гражданского кодекса РСФСР и Земельного кодекса РСФСР и поэтому ссылка на положения ст. 222 ГК РФ, применимой к ГТС как самовольной постройке является не обоснованной. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского муниципального района, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – земляной дамбы, образующей пруд, <адрес> (географические координаты плотины 44°31"433" с.ш., 42°46"100" в.д.). Возложить на администрацию муниципального образования с. Крымгиреевское Андроповского муниципального района обязанность обратиться в течении месяца после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - земляной дамбы, образующей пруд, <адрес> (географические координаты плотины 44°31"433" с.ш., 42°46"100" в.д.). Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Андроповский районный суд. Справка: мотивированное решение изготовлено 06 августа 2012года. Председательствующий- судья Т.М.Ковальчук