Решение о апризнании права собственности в порядке наследования



Дело № 2-201/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Андреаполь 26 июня 2012 года

Андреапольский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Алексеева С.А.,

представителя истца Синатова К.А.,

ответчика Мальчуковой Н.Ф.,

при секретаре Синевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева М.С., представитель истца Синатов К.А., к Мальчуковой Н.Ф., о признании права собственности в порядке наследования.

УСТАНОВИЛ:

Николаев М.С. обратился в суд с иском к Мальчуковой Н.Ф., о признании права собственности в порядке наследования.

Свои требования мотивировал тем, что К.А.О. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I . После смерти К.А.О. открылось наследство в виде <данные изъяты> доли трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Наследственное имущество принадлежало наследодателю на основании договора на передачу квартир в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационное удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ <адрес> БТИ. Наследником первой очереди по закону является дочь Мальчукова Н.Ф.. В силу ст. 527 ГК РСФСР наследование осуществлялось по завещанию и по закону, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом Андреапольской ГНК <адрес> М, реестровый номер , все наследственное имущество завещано Николаеву М.С.. В течение установленного законом срока наследник не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства. Однако в течение 6-ти месячного срока, Николаевым М.С. были совершены действия, являющиеся фактическим принятием наследства после смерти наследодателя, так как последний фактически проживал на момент смерти совместно с наследодателем и вступил во владение предметами мебели и домашнего обихода, носильными вещами и иным наследственным имуществом, в том числе <данные изъяты> долей указанной квартиры. Вместе с тем, фактическое принятие наследства наследником имеет место и в случаях, когда у наследника имеется в совместной или долевой собственности наследуемое имущество, в данном случае квартира. Поскольку, исходя из норм ст. 244-253 ГК РФ, участники общей собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом. Таким образом, Николаев М.С. приобрел право собственности на наследственное имущество в виде <данные изъяты> доли указанной квартиры. В настоящее время возникла необходимость в оформлении права собственности на указанное наследственное имущество, однако согласно сведений предоставленных ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>, наследодатель К.А.О. на день смерти проживала по адресу: <адрес>, а Николаев М.С. проживал по адресу: <адрес>, что не позволило нотариусу <адрес> сделать вывод о принятии наследства Николаевым М.С., в связи с чем, разъяснена необходимость обращения в судебные органы. Вместе с тем, согласно сведений <адрес> филиала ГУП <адрес> областное БТИ <адрес> является двухквартирным. Таким образом, регистрация К.А.О. по многоквартирному дому в целом, а не в принадлежащей ей по праву собственности квартире представляется неточной.

Просит признать право собственности в порядке наследования за Николаевым М.С. на <данные изъяты> долю трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Истец Николаев М.С. в судебном заседании не присутствовал, о дне слушания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело с участием его представителя – Синатова К. А, исковые требования поддерживает в полном объёме.

Представитель истца Синатов К.А. требования истца, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объёме.

Ответчик Мальчукова Н.Ф. в судебном заседании исковые требования признала полностью.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течении 6 месяцев со дня открытия.

Согласно ст. 1152 ГК РФ, наряду с иными способами принятия наследства допускается фактическое принятие наследства.Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства, поскольку по месту проживания находится имущество, находящееся в общем пользовании наследодателя и наследника.

Фактическое принятие наследства наследником имеет место и в случаях, когда у наследника имеется в совместной или долевой собственности наследуемое имущество, в данном случае жилой дом, поскольку исходя из норм ст.244-253 ГК РФ участники общей собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом.

В силу ч.1 ст.1152 для приобретения наследства наследник должен его принять.

По делу установлено, что наследодатель К.А.О. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти . (л.д. 8) Наследственное имущество наследодателю принадлежало на основании договора на передачу квартир в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационное удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ Андреапольским БТИ (л.д. 10-11) По день смерти была постоянно зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, что подтверждается адресным листком убытия и справкой начальника ТП УФМС по <адрес> в <адрес> о регистрации по месту жительства наследника и наследодателя (л.д. 12, 14) Наследодателем К.А.О. составлено завещание в пользу Николаева М.С., завещание заверено нотариусом <адрес> нотариального округа, зарегистрировано в реестре за номером . (л.д. 9)

После смерти К.А.О. открылось наследство в виде <данные изъяты> доли трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, принадлежащей наследодателю на основании договора на передачу квартир в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационное удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ <адрес> БТИ. (л.д. 10-11)

Регистрация наследодателя К.А.О. произведена по адресу: <адрес>, а наследника Николаева М.С. по адресу: <адрес>. Однако наследодатель и наследник проживали совместно в одной квартире. Регистрация ФИО8 по многоквартирному дому в целом, а не в принадлежащей ей по праву собственности квартире представляется неточной, так как согласно договора на передачу квартир (домов) в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ К.А.О. и Николаеву М.С. передана в собственность квартира, расположенная в одноэтажном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением БРТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сведения о регистрации, указанные в адресных листка и сообщении паспортно – визовой службы о регистрации К.А.О. по адресу: <адрес> являются неточными, так как К.А.О. проживала в квартире <адрес>.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Таким образом, наследниками первой очереди по закону, являются дочь наследодателя Мальчукова Н.Ф. и внук Николаев М.С.

Согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом <адрес> ГНК <адрес>, реестровый номер , все наследственное имущество, принадлежащее наследодателю К.А.О. завещано Николаеву М.С..

Сообщением нотариуса Андреапольского нотариального округа, подтверждено, что наследственное дело на К.А.О., умершую ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.

Допрошенная в судебном заседании свидетель С.Т.А. показала, что в установленный законом шестимесячный срок истец после смерти своей бабушки принял наследство, а именно: проживал на момент смерти совместно с наследодателем по адресу: <адрес>, вступил во владение предметами мебели и домашнего обихода и иным наследственным имуществом, в том числе <данные изъяты> доли квартиры, принадлежащей наследодателю К.А.О..

Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.

Согласно ч.2 ст.1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что после смерти наследодателя истец в соответствии со ст. 1152 ГК РФ фактически принял наследство, поскольку в течение 6 месяцев со дня открытия наследства совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Суд признает за ним право собственности на <данные изъяты> долю трехкомнатной квартиры в порядке наследования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ.

РЕШИЛ:

Признать за Николаевым М.С. право собственности на <данные изъяты> доли трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования имущества по завещанию после смерти матери К.А.О., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья С.А. Алексеев