Решение об оставлении без движения постановления



Дело № 12 -2 /2012                                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

г. Андреаполь                13 января 2012 года

Судья <данные изъяты> суда <адрес> Елизаров В.П., при секретаре Сенченко С.В., с участием помощника прокурора <адрес> Панова Е.А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении С., представителя руководителя Министерства лесного хозяйства <адрес> З.,

в открытом судебном заседании рассмотрев протест прокурора <адрес> на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении участкового лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С..

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б. рассмотрел дело об административном правонарушении, возбужденное на основании постановления прокурора <адрес> советника юстиции Щербина А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица участкового лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С..

По результатам рассмотрения дела вынес постановление ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении участкового лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С..

<адрес> обратился в суд с протестом на Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б. от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении участкового лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С., на основании того, что были нарушены требования должностной инструкции, ответственность за которые предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации; а требования Лесного кодекса РФ и Правил заготовки древесины, утвержденные приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года №184 не нарушены.

Прокурор считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена лесопатологическая экспертиза участков, назначенных в сплошную санитарную рубку в квартале выделе , квартале выделе <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества; квартале выделе , квартале выделе <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества. В ходе проверки установлено, что должностным лицом участковым лесничим <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С. допущены существенные нарушения Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлены общие положения о заготовке древесины; п. 9 ст. 29 Лесного кодекса - что Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 Правил заготовки древесины, утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 184, Правила заготовки древесины разработаны в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

Согласно п. 14 Правил заготовки древесины, утв. приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 184, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

В соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил, отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ состоит в том, что виновный нарушает правила заготовки древесины, установленные в ст. 29, 30 Лесного кодекса РФ.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ являются: 1) граждане; 2) должностные лица; 3) юридические лица.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно должностной инструкции участкового лесничего <данные изъяты> отдела лесного хозяйства <данные изъяты> лесничества участковый лесничий осуществляет подбор и проектирование участков для осуществления лесохозяйственных работ.

В соответствии с информацией, представленной начальником <данные изъяты> отдела лесного хозяйства <данные изъяты> лесничества <адрес>, ответственным за отвод лесосеки в квартале выделе , в квартале выделе <данные изъяты> участкового лесничества является участковый лесничий <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С..

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении участкового лесничего <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С. за нарушение п. 15 Правил заготовки древесины, утв. приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N184, -отсутствие отводов лесосек в квартале выделе , квартале выделе <данные изъяты> участкового лесничества.

Просит постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> о прекращении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в отношении участкового лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> ОЛХ <данные изъяты> лесничества С. направить на новое рассмотрение в Департамент лесного комплекса <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Панов Е.А. требования и основания протеста поддержал в полном объеме.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении С., требования протеста не признала.

Представитель руководителя Министерства лесного хозяйства <адрес> З., требования протеста не признал, пояснил, что В. не является субъектом данного правонарушения, согласно государственному контракту работы по отводу делянок проведены ГУП «<адрес> лесхоз».

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, нахожу постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б. о прекращении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, протест прокурора <адрес> без удовлетворения, по следующим основаниям.

Административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины установлена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Во исполнение части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила заготовки древесины (далее - Правила) и утверждены Приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 184 «Об утверждении Правила заготовки древесины».

Пунктом 2 Правил установлено, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду. Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Согласно пункту 14 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Согласно пункту 15 Правил отвод и таксация лесосек обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Как следует из материалов дела и подтверждено доказательствами, предоставленными в копиях: постановлением о прекращении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией участкового лесничего, письмом министерства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письмом департамента лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о прекращении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, определением о назначении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ с приложением 1, актами проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка <данные изъяты> лесничества, временной пробной площадью, ведомостями пересчёта деревьев, карточками лесопатологической таксации, сводными ведомостями поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования санитарно-оздоровительных мероприятий, актом приёмки работ по лесопатологическому обследованию <данные изъяты> лесничества, листками сигнализации о повреждении насаждений вредителями, болезнями и неблагоприятными факторами, актом оперативного обследования, разрешением на рубку леса депертамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды <адрес>, постановлением о <данные изъяты> лесничестве <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ, положением о <данные изъяты> лесничестве <адрес>, приказом <данные изъяты> лесничества <адрес> -к от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа <данные изъяты> лесничества <адрес> -к от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением С., актом лесопатологической экспертизы, объяснением С. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-86).

В ходе исследования доказательств, установлено, что в выделах и квартала <данные изъяты> участкового лесничества на лесосеке отсутствуют деляночные столбы и граничные визиры (акт лесопатологической экспертизы л.д. 78-82).

На основании акта лесопатологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой сделан вывод, что должностным лицом участковым лесничим С. допущены нарушения пункта 15 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 184, предусматривающих обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий обеспечить отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Довод прокуратуры о том, что лесничество (лесничий) обязано проводить работы непосредственно по установлению и обозначению на местности границ лесосек не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Граждане и юридические лица, осуществляющие заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, обеспечивают отвод лесосек за собственные средства.

Органы государственной власти осуществляют отвод лесосек для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений за счет средств бюджетов путем заключения договоров на проведение данных работ.

Выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на участках лесного фонда в <данные изъяты> участковом лесничестве <данные изъяты> лесничества <адрес> передано по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Государственному унитарному предприятию <адрес> лесхоз» (л.д.41).

Техническим заданием на проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в Приложении 1 к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено проведение лесохозяйственных работ: отвод лесосек под рубки ухода, под сплошные рубки, под рубки для собственных нужд граждан (л.д. 43).

Таким образом, работы по отводу делянок в выделах и квартала <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> отдела лесного хозяйства проведены Государственным унитарным предприятием <адрес> «<адрес> лесхоз».

Согласно пункту 17 Правил, работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

а) прорубку визиров, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами и не покрытыми лесом землями;

б) постановку столбов на углах лесосек;

в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также геодезическую привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

<данные изъяты> лесничество <адрес> является территориальным органом исполнительной власти <адрес> и действует на основании положения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «О <данные изъяты> лесничестве <адрес>».

Лесничество, являясь территориальным исполнительным органом государственной власти, проводить такие работы не правомочно в силу отсутствия полномочий по осуществлению хозяйственной деятельности.

Лесничество при приемке выполненных работ может проконтролировать правильность выполнения работ по отводу лесосек юридическим лицом, выполняющим такие работы по государственному контракту.

Из объяснения участкового лесничего С. прокурору следует, что в ее должностные обязанности входит проверка работ по отводу лесосек.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии состава административного правонарушения.

Исследовав доводы протеста и представленные доказательства в совокупности, установлено, что при рассмотрении административного дела в отношении С. заместителем главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б., исследованы все доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела в их совокупности и правильно сделан вывод о том, что имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым признать законным и обоснованным постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении участкового лесничего <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> отдела лесного хозяйства <данные изъяты> лесничества <адрес> С.

Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.8, 30.10 КоАП РФ.

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес>Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении участкового лесничего <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> отдела лесного хозяйства <данные изъяты> лесничества <адрес> С., оставить без изменения.

Протест прокурора <адрес> на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора на территории <адрес> Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении участкового лесничего <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> отдела лесного хозяйства <данные изъяты> лесничества <адрес> С., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                        В.П. Елизаров