Дело №1-109/2011г ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 02июня 2011 г. Анапский городской суд, Краснодарского края в составе: судьи Анапского городского суда Мазур Н.В. при секретаре Постниковой М.В. с участием: государственного обвинителя заместителя прокурора Анапской межрайонной прокуратуры Фролова Е.В. подсудимого Афанасева О.С. защитника Двигулина Г.Н. предъявившего удостоверение № 1866 и ордер № 630441 представителя потерпевшего У.А.Ф. - Лашкевич В.Н., действующего на основании доверенности от 02.08.2010года рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Афанасева О.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Афанасев О.С. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах: Афанасев О.С., 17 апреля 2010 года примерно в 15 час 10 минут, будучи лишенным права управления транспортным средством, управляя автомобилем «TOYOTA COROLLA» регистрационный знак №, двигаясь по ул. Самбурова г-к Анапа, которая имеет одностороннее движении, в направлении от улицы Первомайской в сторону улицы Пролетарской, выполняя маневр - поворот с крайней левой полосы направо к домовладению № по улице Самбурова г-к Анапа, в нарушение п. 1.5, п. 2.1.1, п. 8.1, п. 8.5 и п. 8.7 Правил дорожного движения РФ, которые требуют: - п. 1.5 «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; - п. 2.1.1 «водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортными средствами соответствующей категории»; - п.8.1 «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения»; - п.8.5 «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организованно круговое движение»; - п. 8.7 «если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам», напротив домовладения № по ул. Самбурова г-к Анапа, на правой полосе движения допустил столкновение с мопедом «ALPHA» под управлением У.А.Ф., движущегося прямо по правой полосе движения улицы Самбурова, в попутном автомобилю «TOYOTA COROLLA» № направлении. В результате дорожно-транспортного происшествия водителю мопеда «ALPHA» - У.А.Ф., согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 632 от 06.07.2010 года причинены телесные повреждения в виде ушиба головного мозга тяжелой степени тяжести с формированием внутримозговой гематомы левой височной доли, перелома костей основания и свода черепа, назо-отогемоликвореи, рвано-ушибленной раны правой теменно-затылочной области и правого локтевого сустава, аспирационного синдрома, что осложнилось диффузным серезно-гнойным эндобронхитом, психоорганическим синдромом. Данные телесные повреждения могли произойти в срок 17.04.2010 года в момент столкновения транспортных средств, с последующим падением с движущегося мототранспортного средства на твердое покрытие дорожного полотна, что могло произойти при ДТП, и квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Указанные нарушения Правил дорожного движения РФ, допущенные водителем автомобиля «TOYOTA COROLLA» № Афанасевым О.С., находятся в прямой причинной связи с причинением тяжкого вреда здоровью У.А.Ф. В судебном заседании Афанасев О.С. свою вину в предъявленном обвинении признал частично, однако его показания свидетельствуют о полном признании вины и показал, что до августа 2010 года он был лишен права управления транспортным средством. 17 апреля 2010 года около 14 часов 30 минут отец подсудимого - А.С.П. припарковал автомобиль«TOYOTA COROLLA», регистрационный знак № на проезжей части дороги ул. Самбурова, на противоположной стороне от их дома №. Примерно в 15 часов он решил загнать автомобиль во двор дома, завел двигатель, включил правый указатель поворота, и убедившись, что для маневра нет препятствий, со скоростью примерно 5 км/ч с левой полосы начал совершать маневр - поворот направо во двор своего дома <адрес>. Когда передняя часть автомобиля пересекала правую полосу движения, почувствовал удар в переднюю правую часть автомобиля и увидел что с его автомобилем допустил столкновение мотоцикл, как в дальнейшем стало известно мотоцикл «ALPHA», без регистрационных знаков. Водитель мотоцикла «ALPHA» был в защитном шлеме и после столкновения, вместе со своим мотоциклом «ALPHA» перелетели через капот его автомобиля и упали на проезжей части дороги ул. Самбурова, напротив <адрес>. Как впоследствии оказалось это был У.А.Ф., который управлял мотоциклом с превышением установленного скоростного режима. Он пытался загладить свою вину перед потерпевшим, однако с ним отказались разговаривать. В результате данного происшествия он вынужден был уйти с работы, где работал по специальности, автомобиль неизвестные лица сожгли. В настоящее время он работает водителем, данная работа является единственным источником дохода его семьи. Кроме показаний Афанасева О.С., его вина в совершенном преступлении подтверждается также показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, материалами дела. Представитель потерпевшего Лашкевич В.Н. пояснил, что о происшедшем ему известно со слов, У.А.Ф., который пояснил, что 17 апреля 2010 года в 15 часов он двигался по ул. Самбурова г-к Анапа на мопеде «ALPHA» по правой полосе проезжей части дороги. Автомобиль «TOYOTA COROLLA» регистрационный знак № под управлением Афанасева О.С. с левой полосы, стал совершать маневр - поворот направо к дому № по <адрес>, где на правой полосе и допустил столкновение с мопедом «ALPHA».Его доверителю причинен материальный и моральный вред, который они будут взыскивать в гражданском судопроизводстве. Из показаний свидетеля В.В.П. следует, что 17 апреля 2010 года около 14 часов 30 минут он на своем автомобиле «ВАЗ-21120» № вместе с пассажиром В.А.П. двигался по улице Самбурова. По ходу движения позади него, по правой полосе, двигался, мотоцикл марки «ALPHA». На пересечении с ул. Первомайской, его автомобиль по правой полосе его обогнал указанный мотоцикл, который продолжил движение по улице Самбурова в направлении улицы Пролетарской. По ходу движения на левой полосе движения, у края проезжей части дороги был припаркован автомобиль «TOYOTA COROLLA», серого цвета, регистрационный знак №, который принадлежит его соседу Афанасеву О.С., проживающему в доме <адрес>. На автомобиле «TOYOTA COROLLA» был включен правый указатель поворота и свидетель понял, что водитель собирается загнать автомобиль во двор своего дома. Автомобиль «TOYOTA COROLLA» с левой полосы начал совершать маневр - поворот направо во двор своего <адрес>. Когда передняя часть автомобиля подсудимого пересекала правую полосу движения улицы Самбурова, произошло столкновение с мотоциклом «ALPHA». Автомобиль «TOYOTA COROLLA» практически сразу же остановился на месте столкновения. Водитель мотоцикла «ALPHA» после столкновение вместе с мотоциклом «ALPHA» перелетели через капот транспортного средства подсудимого. С водительского места автомобиля «TOYOTA COROLLA» вышел Афанасев О.С., который побежал к водителю мотоцикла «ALPHA». Аналогичны показания свидетеля В.А.П. Вина подсудимого подтверждается также материалами дела и как доказательство судом принимается: протокол осмотра места совершения административного правонарушения от 17.04.2010 года, со схемой и фототаблицей, в ходе которого установлено и осмотрено место дорожно-транспортного происшествия - проезжая часть дороги улицы Самбурова города - курорта Анапа, напротив <адрес> изъят мопед «ALPHA», который был поставлен на стоянку РДПС ГИБДД города - курорта Анапа. (Л.д. 9-19) протокол выемки от 14.07.2010 года, в ходе производства которого у подозреваемого Афанасева О.С. были изъяты автомобиль «TOYOTA COROLLA» №, свидетельство о регистрации ТС на автомобиль «TOYOTA COROLLA» № и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на автомобиль «TOYOTA COROLLA» №. (Л.д. 97-98) протокол осмотра предметов и документов от 10.08.2010 года, в ходе производства которого осмотрен изъятый в ходе выемки у подозреваемого Афанасева О.С. автомобиль «TOYOTA COROLLA» №. (Л.д. 135-136) протокол осмотра предметов и документов от 10.08.2010 года, в ходе производства которого осмотрен изъятый в ходе осмотра места совершения административного правонарушения мопед «ALPHA». (Л.д. 142-143) протокол осмотра предметов и документов от 10.08.2010 года, в ходе производства которого осмотрены изъятые в ходе выемки у подозреваемого Афанасева О.С. свидетельство о регистрации ТС на автомобиль «TOYOTA COROLLA» № и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на автомобиль «TOYOTA COROLLA» №. (Л.д. 151-153) заключение судебно-медицинской экспертизы № 632 от 06.07.2010 года, в выводах которого сказано, что у водителя мопеда «ALPHA» У.А.Ф., имеются телесные повреждения в виде ушиба головного мозга тяжелой степени тяжести с формированием внутримозговой гематомы левой височной доли, перелома костей основания и свода черепа, назо-отогемоликвореи, рвано-ушибленной раны правой теменно-затылочной области и правого локтевого сустава, аспирационного синдрома, что осложнилось диффузным серезно-гнойным эндобронхитом, психоорганическим синдромом. Данные телесные повреждения могли произойти в срок 17.04.2010 года в момент столкновения транспортных средств, с последующим падением с движущегося мототранспортного средства на твердое покрытие дорожного полотна, что могло произойти при ДТП, и квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. заключение автотехнической судебной экспертизы № 1023 от 17.12.2010 года, согласно выводов которого: С учетом зафиксированных в материалах уголовного дела повреждений на автомобиле «Toyota Corolla» и на мопеде «Alpha» позволяет заключить, что столкновение транспортных средств было скользящим и близкое к перекрестному, их первоначальный контакт в процессе рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия произошел между передним правым углом кузова автомобиля «Toyota Corolla» и левой частью вилки переднего колеса мопеда «Alpha», при этом угол между продольными осями автомобиля «Toyota Corolla» и мопеда «Alpha» составлял около 75 градусов; В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля «Toyota Corolla» Афанасьев О.С. должен был руководствоваться в соответствии с требованиями п. 1.5, п.8.1, п.8.5 и п.8.7 Правил дорожного движения РФ. В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель мопеда «Alpha» У.А.Ф. должен был руководствоваться в соответствии с требованием п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. Что касается требования п.24.2. Правил дорожного движения РФ «Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее») следует отметить, что поскольку проезжая часть улицы Самбурова имеет одностороннее движение для транспортных средств, ширина проезжей части составляет 8,13 метра, а место столкновения транспортных средств расположено на расстоянии 1,63 метра от правого края проезжей части, следовательно, в момент столкновения водитель мопеда «Alpha» У.А.Ф. находился на правой стороне проезжей части дороги ближе к правому краю проезжей части, при этом Правила дорожного движения РФ не указывают конкретные величины интервала между мопедом и краем проезжей части («возможно правее»), которые должен выполнять водитель мопеда, поэтому водитель мопеда указанный боковой интервал избирает самостоятельно с учетом его субъективных качеств (опыт и навыки вождения, психофизиологические качества водителя и т.д.) и сложившейся на момент ДТП дорожной обстановкой. Поэтому, с технической точки зрения, в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя мопеда «Alpha» У.А.Ф. несоответствий требованию п.24.2 Правил дорожного движения РФ экспертом не усматривается. В экспертной практике принято рассчитывать техническую возможность предотвращения происшествия для водителей транспортных средств, которым была создана опасность для движения. В данном случае, исходя из материалов уголовного дела и проведенного выше исследования следует, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля «Toyota Corolla» Афанасев О.С. своими действиями (выполнение маневра правого поворота с крайнего левого положения на проезжей части) создал как для себя, так и для водителя мопеда «Alpha» У.А.Ф. опасную ситуацию. Поэтому, в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля «Toyota Corolla» Афанасьев О.С. руководствуясь в соответствии с требованиями п.1.5, п.8.1, п.8.5 и п.8.7 Правил дорожного движения РФ располагал возможностью предотвратить столкновение транспортных средств, следовательно, с технической точки зрения в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации действия водителя автомобиля «Toyota Corolla» Афанасьева О.С. не соответствовали требованиям п. 1.5, п.8.1, п.8.5 и п.8.7 Правил дорожного движения РФ и находятся в причинной связи с данным ДТП. Действия водителя мопеда «Alpha» У.А.Ф. в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации, при принятии за основу результаты следственного эксперимента от 08 сентября 2010 года с технической точки не соответствовали требованию п. 10.1 ч.2 Правил дорожного движения РФ, поскольку исходя из вышеуказанных условий и значений параметров водитель мопеда «Alpha» У.А.Ф. располагал технической возможностью путем торможения предотвратить столкновение с автомобилем «Toyota Corolla» с момента возникновения опасности для движения. Поскольку скорость движения мопеда «Alpha» со слов водителя автомобиля «Toyota Corolla» Афанасьева О.С. и свидетелей ДТП В.В.П. и В.А.П. примерно 70-80 км/ч, расчетная величина скорости движения мопеда (в момент первичного контакта с проезжей частью дороги) составляет 43,6-51,6 км/ч, сведений о скорости движения мопеда со слов водителя У.А.Ф. в материалах уголовного дела отсутствуют, то с технической точки зрения рассмотреть действия водителя мопеда «Alpha» У.А.Ф. требованиям п. 10.1 ч.1 Правил дорожного движения РФ (в части скорости движения мопеда) не представляется возможным, поскольку в представленных материалах уголовного дела отсутствуют объективные сведения о скорости движения мопеда непосредственно перед ДТП, а имеющиеся сведения различны. (Л.д. 230-241) заключение автотехнической судебной экспертизы № 469/07-1, 470/07-1 от 09.03.2011 года, согласно выводов которого: столкновение автомобиля «Toyota Corolla» и мопеда «Alpha» было перекрестным, касательным. В контакт вошли правый передний угол кузова автомобиля «Toyota Corolla» и левая боковая сторона (левая часть вилки переднего колеса) мопеда «Alpha». При этом угол между продольными осями автомобиля «Toyota Corolla» и мопеда «Alpha» в момент контакта ориентировочно 75 градусов; в данной дорожной обстановке водителю автомобилю «Toyota Corolla» в целях обеспечения безопасности движения и предупреждения столкновения надлежало действовать в соответствии с требованиями пунктов 1.5, 8.1, 8.5 и 8.7 Правил дорожного движения РФ: - п. 1.5 «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; - п. 8.1 «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения»; - п. 8.5 «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организованно круговое движение»; - п. 8.7 «если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам»; - Действия водителя автомобиля «Toyota Corolla» не соответствуют требованиям пунктов 1.5, 8.1, 8.5 и 8.7 Правил дорожного движения РФ и находятся в причиной связи с фактом ДТП, поскольку при своевременном их выполнении столкновение с мопедом «Alpha», движущимся по правой полосе в попутном направлении исключалось. (Л.д. 268-272) При изложенном суд считает преступление доказанным, а квалификация действий, подсудимогоАфанасева О.С. по ч.1 ст. 264 УК РФ по признаку нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека - правильной. При назначении наказания суд учитывает, что совершенное преступление является неосторожным, к обстоятельствам смягчающим наказание суд относит положительные характеристики с места жительства и работы, наличие на иждивении малолетнего ребенка. Судом также принимается во внимание, что потерпевшим был нарушен скоростной режим движения и у него имелась возможность предотвратить столкновение, что подтверждается экспертными заключениями. Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено. С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает что назначить наказание возможно без изоляции от общества, а также без дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, поскольку в настоящее время работа Афанасьева О.С. связана с вождением автомобиля, что является единственным источник содержания его семьи. Руководствуясь ст.ст. 307-309УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Афанасева О.С. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ и назначить наказание в виде ограничения свободы сроком на один год и шесть месяцев, без дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством. В соответствии со ст. 53 УК РФ обязать Афанасева О.С. не изменять место жительства, место работы, выезд за пределы территории Анапского муниципального образования, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Обязать Афанасева О.С. являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы один раз в месяц для регистрации. Вещественные доказательства по делу: автомобиль «TOYOTA COROLLA» №, свидетельство о регистрации ТС на автомобиль «TOYOTA COROLLA» № и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на автомобиль «TOYOTA COROLLA» №, хранящиеся у Афанасева О.С. - оставить последнему. Мопед «ALPHA», хранящийся на стоянке РДПС ГИБДД города - курорта Анапа - возвратить Усманову А.Ф. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии настоящего приговора. Председательствующий: