К делу 2-1917/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
23 июня 2011 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.
при секретаре Сулименко Д..В.
с участием: помощника Анапского межрайонного прокурора Бакумова А.Е., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Щербакова Д.Ю., представителя опеки и попечительства, начальника жилищного отдела администрации муниципального образования город- курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах Павлиди Р.В. к администрации муниципального образования город- курорт Анапа об обязании передачи жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Павлиди Р.В., к администрации муниципального образования Анапа с требованиями об обязании передачи жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки установлено, что Павлиди Р.В., являющийся лицом из числа сирот, был поставлен на очередь 11.08.2009 г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МУ «Квартирно-правовая служба» для получения жилья.
В настоящее время Павлиди Р.В., состоит в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
По состоянию на 23 июня 2011 года жилое помещение Павлиди Р.В., не предоставлено. В 2011 году из краевого бюджета денежные средства на приобретение жилья Павлиди Р.В., по программе «Дети Кубани» и подпрограмме «Дети сироты», не выделялись.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылаясь на приведенное, прокурор просит возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность предоставить Павлиди Р.В., по договору социального найма жилое помещение на территории города-курорта Анапа, площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарным и техническим требованиям, применительно к данному населенному пункту.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, приведя те же доводы.
Павлиди Р.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие
Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа отдела по опеки и попечительству управления по делам семьи и детей требования прокурора поддержала, пояснив, что ребенку необходимо выделить жилое помещение, по поступлению денежных средств из краевого бюджета на эти цели.
Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Павлиди Р.В.,, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе в отдельном списке по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам указанной
категории предоставляются жилые помещения по договорам социального найма осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В 2009 году в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы муниципального образования город-курорт Анапа были выделены бюджетные ассигнования из краевого бюджета на обеспечение жильем детей-сирот путем приобретения жилого помещения одному очереднику в сумме 1 004,9 тыс. рублей. На эти средства была приобретена квартира по адресу: город-курорт Анапа, х. Воскресенский, <адрес> которая была предоставлена по договору социального найма, состоявшему на тот момент в списке «детей-сирот» под № 1 Ж.А.П.
В случае поступления в 2011 году денежных ассигнований из краевого бюджета на приобретение жилья для детей-сирот администрацией муниципального образования город-курорт Анапа будет приобретено жилое помещение, которое будет предоставлено по договору социального найма Павлиди Р.В.
Представитель департамента семейной политики Краснодарского края будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо начальник жилищного отдела администрации муниципального образования город- курорт Анапа требования не признала, сославшись на то, что обеспечение детей - сирот жилыми помещениями хотя производится администрацией МО город- курорт Анапа, однако жилье приобретается на денежные средства, выделенные из краевого бюджета.
Проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского краяотЗО.07.2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа дертей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Согласно пункта 1.3. указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением приятии по предоставлению жилых помещении лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ (в ред. Закона КК от 23.07.2009 г. № 1728-КЗ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования г-к Анапа) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал соответствующие разъяснение, указав, что несогласованность норм ст. 8 данного Федерального закона и ст. 57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчиков по делам о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма). Верховный Суд РФ признал правильной позицию судов, которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.
Кроме того, Верховным Судом РФ указано также, что большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поэтому правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокурора в защиту прав детей-сирот в своих решениях о предоставлении помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.
В тоже время требования прокурора о том, что жилое помещение должна
предоставить администрация муниципального' образования из собственных бюджетных средств являются несостоятельными, поскольку их приведенных выше норм закона следует, что указанные жилые помещения предоставляются до договорам социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность предоставить Павлиди Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение на территории города-курорта Анапа, площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарным и техническим требованиям, применительно к данному населенному пункту, после поступления денежных средств на указанные цели из краевого бюджета.
V
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней через Анапский городской суд.
Председательствующий: