Решение по иску Арцуева А.Р. к ФГУ `Северо-Кавказское управление имущественных отношений`, Министерству обороны РФ о признании права собтвенности на квартиру в порядке приватизации



Дело №2-1240/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

16 мая 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего     Грошковой В.В.

при секретаре     Слановой А.В.

с участием представителя истцов         Фияло И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Арцуева А. Р., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ААА, к ФГУ «Северо-Кавказское управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Арцуев А.Р., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Арцуева А.А., обратился в суд с иском к ФГУ «Северо-Кавказское управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Определением Анапского городского суда от 23.04.2012 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны РФ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 22 сентября 2010 года между Федеральным государственным учреждением «314 КЭЧ района» Министерства обороны России в лице начальника ПАВ и Арцуевым А.Р. был заключен договор социального найма жилого помещения №271. Согласно данного договора Арцуеву А.Р. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, и закрепленное за ФГУ «314 КЭЧ района» Минобороны России на праве оперативного управления, состоящее из двух комнат общей площадью 78,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова, д. 23, корпус 2, <адрес>. На основании вышеуказанного договора 04 мая 2011 года Арцуев А.Р. зарегистрировался по месту постоянного жительства по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова д. 23 корпус 2, <адрес>.

23 августа 2011 года ФГУ «314 КЭЧ района» Минобороны России и ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России заключен договор №14 о присоединении. 08 февраля 2012 года Арцуев А.Р. обратился в ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с заявлением по передаче в общую долевую собственность квартиры, занимаемой на условиях договора социального найма жилого помещения. Однако руководителем ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России был дан ответ, что вышеуказанная организация не является уполномоченным органом по безвозмездной передаче квартир в собственность граждан. Так же Арцуевым А.Р. были направлены обращения в Министерство обороны РФ и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, однако данные обращения оставлены без внимания.

Правообладателем спорной квартиры на праве оперативного управления является ФГУ «314 КЭЧ района» Минобороны России, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2010 года серии 23-АИ .

Члены семьи Арцуева А.Р. – супруга АРМ, сыновья АМА и АБА отказались от приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова д. 23, корпус 2 кв. <адрес>, что подтверждается нотариально заверенными отказами.

На основании изложенного, истец Арцуев А.Р. просит суд признать за ним и за его несовершеннолетним сыном ААА в равных долях право собственности на вышеуказанную квартиру по 1/2 доли соответственно.

В судебном заседании представитель истцов – Фияло И.В., действующая на основании доверенностей 23АА1403383 от 10.03.2012 года и 23АА1403488 от 20.03.2012 года, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФГУ «Северо-Кавказское управление имущественных отношений» Минобороны России - Колясникова Ю.С., действующая на основании доверенности №132 от 16 апреля 2012 года, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании 22 сентября 2010 года между Федеральным государственным учреждением «314 КЭЧ района» Министерства обороны России в лице начальника ПАВ и Арцуевым А.Р. был заключен договор социального найма жилого помещения №271. Согласно данного договора Арцуеву А.Р. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, и закрепленное за ФГУ «314 КЭЧ района» Минобороны России на праве оперативного управления, состоящее из двух комнат общей площадью 78,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова, д. 23, корпус 2, кв. <адрес>. На основании вышеуказанного договора «04» мая 2011 года Арцуев А.Р. зарегистрировался по месту постоянного жительства по вышеуказанному адресу, постоянно проживает в указанной квартире, оплачивает коммунальные услуги, выполняет обязанности нанимателя.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как следует из выписки из приказа командующего войсками южного военного округа №013-пм от 20 декабря 2010 года, Арцуев А.Р. призван на военную службу 25.05.1986 года.

Из материалов дела следует, что Арцуев А.Р. и члены его семьи не использовали свое право на приватизацию жилого помещения.

Таким образом, Арцуев А.Р. и члены его семьи, занимая жилое помещение на условиях договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, вправе требовать передачи данного помещения в собственность.

Супруга истца АРМ, сыновья АМА и АБАотказались от приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова д. 23, корпус 2 кв. <адрес>, что подтверждается нотариально заверенными отказами, копии которых имеются в материалах дела.

Статья 6 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Правообладателем спорной квартиры на праве оперативного управления является Федеральное государственное учреждение 314 квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Приказа Министерства Обороны РФ № 1280 от 30.09.2010г. «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» ФГУ 314 КЭЧ района Минобороны России не является уполномоченным органом по безвозмездной передаче квартир в собственность граждан, следовательно, не может передать право на указанную выше квартиру.

В судебном заседании установлено, что 23 августа 2011 года ФГУ «314 КЭЧ района» Минобороны России и ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России заключен договор №14 о присоединении. 08 февраля 2012 года Арцуев А.Р. обратился в ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с заявлением по передаче в общую долевую собственность квартиры, занимаемой на условиях договора социального найма жилого помещения.

Как видно из ответа ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России №141/3/5-1335 от 02.03.2012 года полномочий по принятию решений о приватизации жилого фонда Уставом ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предусмотрено.

Кроме того, соответчиком Министерством обороны РФ в судебное заседание также не предоставлено доказательств наличии у какого-либо государственного органа полномочий по заключению договора приватизации спорной квартиры.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец лишен возможности реализовать свое право на безвозмездное получение в собственность спорной квартиры в связи с отсутствие у ФГУ 314 КЭЧ района и у ФГУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России полномочий по безвозмездной передаче квартир в собственность граждан.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ жилищным фондом социального использования является совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 16 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.    

Из содержания вышеуказанного федерального закона следует, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

С учетом представленных доказательств, а также обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что ранее истец свое право на приобретение в собственность вышеуказанного жилого помещения не реализовал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Арцуева А. Р., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ААА, к ФГУ «Северо-Кавказское управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности за Арцуевым А. Р., действующим за себя и в интересах несовершеннолетнего сына ААА, на квартиру, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крылова д. 23, корпус 2, кв. <адрес>, общей площадью 78,1 кв.м., в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.

Прекратить право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и право оперативного управления ФГУ «314 КЭЧ района» Министерства обороны РФ на вышеуказанную квартиру.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий: