Дело №2-1286/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
15 мая 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Грошковой В.В.
при секретаре Слановой А.В.
с участием представителя истцов Мелкомукова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шлотгауэр А. А.ча к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Шлотгауэр А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Определением Анапского городского суда от 26 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны РФ и Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 14 марта 2008 года между государственным учреждением Управлением «№1221 ОМИС» и Шлотгауэр А.А. был заключен договор социального найма жилого помещения №007. Согласно данного договора Шлотгауэр А.А. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, и закрепленное за Министерством обороны России, состоящее из трех комнат общей площадью 62,2 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, д. 219, кв. <адрес>
Истец обратился в адрес жилищного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа по вопросу приватизации вышеуказанной квартиры. По сообщению вышеуказанного отдела истцу стало известно, что его квартира является государственной собственностью и закреплена за Министерством обороны Российской Федерации, в связи с чем необходимо обратиться к уполномоченному собственнику, за которым закреплен жилищный отдел.
22 февраля 2012 года в адрес ответчика направлен соответствующий запрос, однако по истечении шести недель ответа не поступило, что расценивается как завуалированная форма отказа.
На основании изложенного истец просит суд признать за ним и за членами его семьи в равных долях право собственности на вышеуказанную квартиру по 1/4 доли соответственно, помимо этого просил суд взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании представитель истца Шлотгауэр А.А. – Мелкомуков Ю.В., действующий на основании доверенности, уточнил заявленные требований, а именно: отказался от исковых требований в части взыскания с ответчика расходов по оплате юридических услуг и расходов по оплате госпошлины. На удовлетворении исковых требований в части признания права собственности за истцом и членами его семьи на вышеуказанную квартиру настаивал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Одновременно второй пункт просительной части иска просил считать следующим: указать, что настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на спорную квартиру в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю за истцом и членами его семьи.
Представитель ответчика ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России - Кривко М.С., действующий на основании доверенности 21 июля 2011 года, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом указал, что при вынесении решения по настоящему делу полагается на усмотрение суда.
Представители соответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие не просили, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица Шлотгауэр О.В., ШАА. и ШЕА, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом просили иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании 14 марта 2008 года между государственным учреждением Управлением «№1221 ОМИС» и Шлотгауэр А.А. был заключен договор социального найма жилого помещения №007. Согласно данного договора Шлотгауэр А.А. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, и закрепленное за Министерством обороны России, состоящее из трех комнат общей площадью 62,2 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, д. 219, кв. <адрес>. Как установлено в судебном заседании истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу, что подтверждается копией его паспорта, которая имеется в материалах дела. Кроме того представитель истца пояснил, что члены его семьи также зарегистрированы по вышеуказанному адресу, помимо этого он указал, что истец и члены его семьи постоянно проживают в указанной квартире, оплачивают коммунальные услуги, выполняет обязанности нанимателя.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. 30 сентября 2010 года Министерством обороны Российской Федерации издан приказ №1297, согласно которому жилищные комиссии в Министерстве обороны Российской Федерации упразднены, а обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется через территориальные управления Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из выписки из приказа командующего Черноморским флотом №0170 от 07 августа 2009 года выслуга лет истца Шлотгауэр А.А. в вооруженных силах составляет 20 лет.
Из материалов дела следует, что Шлотгауэр А.А. и члены его семьи не использовали свое право на приватизацию жилого помещения.
Таким образом, Шлотгауэр А.А. и члены его семьи, занимая жилое помещение на условиях договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, вправе требовать передачи данного помещения в собственность.
Статья 6 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Как видно из письма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России №ЮЖ/03/3221 от 06.04.2012 года в настоящее время вопрос возможности передачи квартир в собственность граждан Министерством обороны РФ не урегулирован, при этом отмечено, что ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России не наделено соответствующими полномочиями на передачу в собственность квартир гражданам.
При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что Министерством обороны РФ и Департаментом имущественных отношений Минобороны РФ в судебное заседание не предоставлено доказательств наличия у какого-либо государственного органа полномочий по заключению договора приватизации спорной квартиры.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец лишен возможности реализовать свое право на безвозмездное получение в собственность спорной квартиры в связи с отсутствие у ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России полномочий по безвозмездной передаче квартир в собственность граждан.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ жилищным фондом социального использования является совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 16 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из содержания вышеуказанного федерального закона следует, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
С учетом представленных доказательств, а также обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что ранее истец свое право на приобретение в собственность вышеуказанного жилого помещения не реализовал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Уточненное исковое заявление Шлотгауэр А. А.ча к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации– удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности за Шлотгауэр А. А.чем, Шлотгауэр О. В., ШАА и ШЕА, на квартиру, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, д. 219, кв. <адрес> общей площадью 62,2 кв.м., в том числе жилой – 38 кв.м., в порядке приватизации по 1/4 доли за каждым.
Данное решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру за Шлотгауэр А. А.чем, Шлотгауэр О. В., ШАА и ШЕА в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: