Дело №2-887/2012г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/не вступило в законную силу/
21 июня 2012 г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мазур Н.В.
при секретаре Постниковой М.В.
с участием: представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа Багмут Е.Н., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2011 года
ответчика Алхазова Х.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования г-к Анапа к Алхазову Х. Г. о сносе самовольного строения, суд
УСТАНОВИЛ:
Представитель Администрации МО г-к Анапа обратился в суд с требованиями о сносе самовольно возведенного ответчиком строения.
В судебном заседании представитель администрации г-к Анапа заявленные требования поддержала и показала, что Алхазов Х.Г. без оформления разрешительной и проектной документации возвел на земельном участке два капитальных двухэтажных здания с комнатами для размещения отдыхающих лит. «В» и лит. «Б», по адресу: Краснодарский край, г-к Анапа, <адрес>. На момент обследование строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме. Указанные объекты недвижимости подпадают под признаки самовольного и в соответствии со ст. 222 ГК РФ подлежат сносу.
Алхазов Х.Г. иск не признал и показал, что строения возведены на основании Постановления главы Витязевского сельского округа муниципального образования г-к Анапа от 30 марта 2006 года №10 о разрешении на строительство двух зданий с комнатами для размещения отдыхающих в летний период, а также утвержденной проектной документации.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела видно, что Алхазов Х.Г. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью 700 кв.м. по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, осуществил самовольное строительство двух капитальных двухэтажных здания с комнатами для размещения отдыхающих в летний период лит. «В» и лит. «Б». На момент обследования строительно-монтажные работы выполнены полностью.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Форма разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию утверждены постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
В силу ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Вместе с тем, органом местного самоуправления разрешение на строительство спорных объектов и разрешение на ввод их в эксплуатацию в установленной законом форме ответчику не выдавались.
В судебное заседание Алхазовым Х.Г. предоставлено Постановление главы Витязевского сельского округа муниципального образования г-к Анапа от 30 марта 2006 года №100 о разрешении на строительство двух объектов недвижимости по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, с.Витязево, <адрес>. Указанное постановление не соответствует форме, предъявляемой к данному документу. Кроме того, на основании Постановления главы г-к Анапа от 01 октября 2002 года №596-р и вынесенных в последующем нормативно-правовых актов, правом на выдачу разрешений на строительство делигированы должностные лица только Администрации муниципального образования г-к Анапа.
Согласно п.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства признаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи
Вместе с тем, возведенные ответчиком здания по указанному адресу не имеют признаков объекта индивидуального жилищного строительства, являются объектами коммерческого назначения, поскольку предназначены для размещения отдыхающих в летний период.
Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией в акте обследования от 03.02.2012 г.
В соответствии со статьями 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство такого объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.Ответчиком предоставлена проектная документация, которая надлежащим образом не утверждена и не согласована.
Согласно пункту 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются:
создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей;
создание постройки без получения на это необходимых разрешений;
если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В данном случае Алхазовым Х.Г. допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорных объектов, возведении объектов, не отвечающих признакам индивидуального жилищного строительства, при этом строительство объектов коммерческого назначения осуществлено с нарушением основополагающего принципа земельного законодательства - использование земли в соответствии с ее назначением, поскольку назначением земельного участка, на котором возведены постройки коммерческого назначения, является ведение личного подсобного хозяйства.
В статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горносанитарной охраны. Земельный кодекс Российской Федерации также лечебно-оздоровительные местности и курорты относит к особо охраняемым территориям (статья 96).
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 «О федеральном курортном городе Анапа» району курорта Анапы в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона.
В соответствии с п.7.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Вместе с тем, ответчиком не предоставлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, следовательно, в данном случае существенно нарушены положения ст.ст.51, 49 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В силу ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Из заключения судебного эксперта от 30 мая 2012 года №72/12 следует, что спорные строения соответствуют требованиям строительных норм и правил, регламентирующим конструктивные, санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования, предъявляемые к данному типу строений. Объекты недвижимости не нарушают охраняемые законом права и интересы соседних землепользователей.
Однако, принимая во внимание выявленные нарушения процедуры получения разрешения на строительство, нецелевое использование земельного участка, отсутствие государственной экологической экспертизы проектной документации, суд приходит к убеждению о необходимости сноса спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Алхазова Х. Г. осуществить снос самовольных построек - капитального двухэтажного здания с комнатами для размещения отдыхающих в летний период литер «В» и двухэтажного здания с комнатами для размещения отдыхающих в летний период литер «Б», расположенных по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: