К делу № 2-894/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
(не вступило в законную силу)
5 июня 2012г.
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В., с участием помощника Анапской межрайонной прокуратуры по Краснодарскому краю Бакумова А.Е., представителя Администрации МО г.-к.Анапа по доверенности от 14.12.2011 г. Хан О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора Краснодарского края к Управлению образования администрации МО г.-к.Анапа, Янишогло Ф.Е., Администрации МО г.-к.Анапа об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в отношении многоквартирных жилых домов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам.
В обоснование иска указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных в 2011 году управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.06.2011 №2270-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию город-курорт Анапа в 2011 году предоставлены субвенции из краевого бюджета на приобретение жилых помещений 28 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 28 135 800 рублей. Постановлением администрации МО г-к.Анапа от 13.09.2011 №2487 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в муниципальном образовании город-курорт Анапа» распределены полномочия по приобретению жилья для лиц вышеуказанных категорий.
Муниципальным заказчиком - управлением образования администрации МО г-к.Акапа в уполномоченный орган - управление муниципального заказа администрации МО г-к.Анапа было направлено 28 заявок на организацию и проведение открытых торгов на приобретение жилых помещений (квартир) для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Начальная (максимальная) цена контракта по каждой квартире составила 1 004 850 рублей. Данная цена определена в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01.2011 №10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2011 года».
В соответствии с техническими заданиями на приобретение жилых помещений квартиры должны соответствовать следующим требованиям: наличие в жилом помещении жилой комнаты, кухни, прихожей, санузла, электроснабжения, водоснабжения, подключения канализации к городским сетям, отопления (индивидуального и центрального), горячего водоснабжения от встроенного индивидуального или центрального теплового пункта. Также были установлены требования к внутренней отделке жилых помещений: отделка «под ключ», окна - металлопластиковые, двери входные металлические, двери внутриквартирные деревянные. Предусмотрено обязательное наличие инженерного и технологического оборудования: кухонной плиты (2-х или 4-конфорочной), ванны со смесителем, унитаза, умывальника. Площадь жилого помещения должна была составлять не менее 33 кв.м., оно должно соответствовать нормам ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47, СНиП 2.08.01-89 или СНиП 31-01-2003, СанПиН 2.1.2-2645-10.
Согласно проектов муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) передаваемые жилые помещения должны находиться в надлежащем техническом состоянии с возможностью эксплуатации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, быть изолированными, находиться в пригодном для постоянного проживания состоянии, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п.4.1.1., 4.2.1. проектов контрактов).
27.10.2011, 28.11.2011 и 10.12.2011 открытые аукционы в электронной форме признаны несостоявшимися по причине непоступления заявок.
В декабре 2011 года в-администрацию МО г-к.Анапа поступило предложение от Янишогло Ф.Е. о продаже 28 квартир, расположенных в двух жилых домах по адресу: г-к.Анапа, С.Джигинка, ул.Заводская, 3 и ул.Центральная, 2.
Истцом установлено, что на основании договора купли-продажи предприятия (бизнеса) от 18.03.2004 ООО СП«Россия» приобрело в собственность два здания общежития в с.Джигинка г-к.Анапа: по ул.Заводской, 3 общей площадью 1847,8 кв.м. и по ул.Центральная, 2 общей площадью 669 кв.м. Впоследствии, указанные здания были приобретены в собственность гр.Янишогло Ф.Е., которым на основании заключений управления архитектуры и градостроительства г-к.Анапа от 26.12.2005, №996 и 997, от 19.12.2007 №893 и 894, проектной документации, справок о состоянии зданий от 12.09.2006, заключений Роспотребнадзора от 21.09.2006, заключений органа государственного пожарного надзора от 04.10.2006, актами комиссии по использованию жилого фонда от 27.04.2007 произведена их реконструкция путем перевода (перепланировки) в многоквартирные жилые дома.
Решениями Анапского городского суда от 05.12.2011 по гражданским делам №2-4251/2011 и №2-4252/2011 на администрацию МО г-к.Анапа возложена обязанность по выдаче Янишогло Ф.Е. разрешений на ввод в эксплуатацию 12-квартирного жилого дома по адресу: г-к.Анапа, с.Джигинка, ул.Центральная, 2, а также 30-квартирного жилого дома по адресу: г-к.Анапа, с.Джигинка, ул.Заводская,3.
19.12.2011 Янишогло Ф.Е. выданы разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Проверкой также установлено, что 26.12.2011 муниципальным заказчиком -управлением образования администрации МО г-к.Анапа в лице начальника управления Байдикова Д.А. направлены в адрес органа исполнительной власти Краснодарского края -управления экономики и целевых программ Краснодарского края обращения о согласовании размещения муниципального заказа на приобретение 28 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком - Янишогло Ф.Е. с суммой закупки - 1 004 850 рублей за каждую квартиру. В обращениях было указано, что Янишогло Ф.Е. соответствует требованиям ФЗ от 21.07.2005 №94-ФЗ и готов заключить соответствующие муниципальные контракты.
Согласно ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен в соответствии с ч.1 ст.40 закона.
Частью 1 ст.40 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ определено, что в случаях, если аукцион признан несостоявшимся, заказчик, уполномоченный орган вправе направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона.
В соответствии с п.4 Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденным Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 №124, к обращению о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны быть приложены обоснования того, что данное лицо соответствует предусмотренным в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещении о повторном проведении запроса котировок требованиям закона, а также требованиям к предмету и условиям контракта.
Решением комиссии уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края - управления экономики и целевых программ Краснодарского края от 27.12.2011 №6496 согласовано управлению образования администрации МО г-к.Анапа возможность заключения 28 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в муниципальном образовании город-курорт Анапа по цене за единицу 1 004 850 рублей с Янишогло Ф.Е. на общую сумму закупки 28 135 000 рублей. Из указанного решения комиссии следует, что согласно представленным обоснованиям от 26.12.2011 Янишогло Ф.Е. соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, условиям документации открытых аукционов в электронной форме и готов заключить муниципальные контракты в соответствии с требованиями и условиями аукционных документации открытых аукционов в электронной форме и по ценам, не превышающим начальные (максимальные) цены контрактов.
На основании полученного согласования уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края 28.12.2011 между управлением образования администрации г.-к.Анапа в лице начальника Байдикова Д.А. и Янишогло Ф.Е, заключено 28 муниципальных контрактов №243-270 на приобретение квартир для детей-сирот по адресу: г.-к.Анапа. с.Джигинка, ул.Заводская, 3 (17 квартир) и г.-к.Анапа, с.Джигинка, Центральная, 2 (11 квартир).
В соответствии с п. 4.1.1., 4.2.1. заключенных муниципальных контрактов продавец гарантирует надлежащее техническое состояние жилых помещений с возможностью эксплуатации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также обязуется передать покупателю изолированные жилые помещения в пригодном для постоянного проживания состоянии, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно актам приема-передачи квартир от 28.12.2011, подписанным начальником Управления образования администрации МО г.-к.Анапа Байдиковым Д.А. и Янишогло Ф.Е., оборудование и коммуникации передаваемых жилых помещений проверены, находятся в исправном состоянии. Жилые помещения отвечают санитарным и техническим нормам, пригодны для постоянного проживания.
Согласно акту сверки расчетов по состоянию на 01.01.2012 бюджетные средства в сумме 28 135 800 рублей, ранее перечисленные 15.12.2011 из краевого бюджета в виде субвенций в бюджет муниципального образования город-курорт Анапа, оплачены продавцу квартир - Янишогло Ф.Е. в полном объеме.
30.12.2011 зарегистрировано право муниципальной собственности на 28 квартир, приобретенных у Янишогло Ф.Е., указанное недвижимое имущество внесено в реестр муниципальной собственности.
Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих органов организована проверка соблюдения требований градостроительного, жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности относительно фактического состояния 28 квартир, приобретенных в муниципальную собственность и подлежащих передаче детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и расположенных в многоквартирных жилых домах по ул.Центральной, 2 и ул.Заводской, 3 с.Джигинка г.-к.Анапа.
Согласно информациям ТО Роспотребнадзора г.Анапа от 24.02.2012 №35-04/367 и 368 на момент обследования не завершены в полном объеме ремонтные и отделочные работы входного тамбура подъезда жилого дома по ул.Центральной, 2. Кроме того, в указанном жилом доме на первом этаже поверхности стен коридоров, лестничных проемов не окрашены, не отштукатурены, ремонтные работы по отделке стен в квартирах первого этажа не завершены. На момент обследования санитарно-техническое оборудование (раковина, унитаз) находились в стадии установки монтажа).
По результатах проверки специалистом сделан вывод о несоответствии требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» технического состояния помещений хозяйственного назначения (коридоры, лестничные проемы 1-го этажа) и квартир 1-го этажа в части отделки в жилом доме по ул.Центральной, 2 с.Джигинка, г-к.Анапа.
По информации главного государственного инспектора г.Анапа по пожарному надзору от 24.02.2012 №23/9.8-116 установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, в том числе по обоим многоквартирным домам: квартиры не оборудованы автономными пожарными извещателями (нарушения п.13.1. СП 5.13130.2009, П.7.3.3.СП 54.13130-2011), соединения жил электропроводки выполнены при помощи скруток (нарушения п.57 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ), не представлены протоколы измерения величин переходного сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления (нарушение п.57 ППБ 01-03), не представлен акт проведения огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли зданий (нарушение п.36 ППБ 01-03), не обеспечен расход воды на наружное пожаротушение зданий нарушение п.5.2. табл.2 СП 8.13130.2009), трубопровод, подводящий газ к бытовым приборам, не оборудован термочувствительными запорными устройствами клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100С (нарушение п.84 ППБ 01-03). Кроме того, в многоквартирном жилом доме по ул.Заводской, 3 с.Джигинка г-к.Анапа отсутствует второй эвакуационный выход с третьего этажа здания (нарушение 5.4.2 СП 1.13130.2009).
Таким образом, по результатам проверки установлено, что управлением образования Администрации МО г-к.Анапа на основании 28 муниципальных контрактов на общую сумму 28 135 000 рублей приобретены в муниципальную собственность у Янишогло Ф.Е. квартиры, подлежащие впоследствии передаче по договорам социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, фактически не соответствующие требованиям аукционной документации, условиям контрактов относительно технического состояния, а также требованиям санитарных и противопожарных норм и правил.
Ст.1 закона от 21.07.2005 №94-ФЗ предусмотрено, что установление единого порядка размещения заказов обусловлено необходимостью обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статьями 28,31,34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены принципы рационального и эффективного расходования бюджетных средств.
В данном случае указанные нормы закона оказались нарушенными. Управлением образования администрации МО г-к.Анапа не была обеспечена достоверность представленных 26.12.2011г. в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края сведений о соответствии предлагаемых к продаже Янишогло Ф.Е. квартир требованиям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, условиям аукционной документации, в том числе проектам муниципальных контрактов. Кроме того, Управлением образования администрации МО г.-к.Анапа заключены 28.12.2011 с Янишогло Ф.Е. 28 муниципальных контрактов на общую сумму 28 135 800 рублей и подписаны акты приема-передачи квартир с указанием об их соответствии установленным правилам, нормам и требованиям. Продавцом не было обеспечено проведение предварительного обследования предлагаемых к продаже квартир, в связи с чем допущено приобретение в муниципальную собственность объектов недвижимости, не соответствующих санитарным и противопожарным требованиям.
В результате, предназначенные для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетные денежные средства были израсходованы неэффективно, с нарушениями действующего законодательства о размещении заказов.
Изложенное неизбежно повлечет за собой дополнительные расходы местного бюджета для распределения приобретенных квартир в соответствие с установленными требованиями и нормами, что свидетельствует о существенном нарушении интересов муниципального образования город-курорт Анапа.
В соответствии с ч.1 ст.475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, последний обязан безвозмездно устранить их в разумный срок либо возместить расходы покупателя на их устранение. Таким образом, обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил в отношении приобретенных за счет средств местного бюджета 28 квартир следует, по мнению прокурора, возложить солидарно как на Янишогло Ф.Е., так и на управление образования администрации МО г-к.Анапа, что не исключает последующие регрессные требования в ах совершенных сделок.
Между тем, управление образования администрации МО г.-к.Анапа является отраслевым органом администрации муниципального образования, обладает статусом бюджетного учреждения и в соответствии со статьями 120, 296 ГК РФ, владеет, пользуется распоряжается имуществом, переданным ему на праве оперативного управления. Данное имущество в соответствии со ст.48 ГК РФ принадлежит на праве собственности Администрации МО г.-к. Анапа, которая в силу положений ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания. Самостоятельно устранить допущенные нарушения требований закона, для которых требуется произвести значительные финансовые затраты, управление образования не в состоянии, поскольку финансируется учредителем в пределах, установленных соответствующей сметой расходов. Следовательно, обязанности по устранению недостатков относительно приобретенных 28 квартир следует возложить на также на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать Янишогло Ф.Е., управление образования администрации муниципального образования г.-к.Анапа, Администрацию муниципального образования г.-к.Анапа устранить в полном объеме нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в отношении многоквартирных жилых домов по адресу: г.Анапа, с.Джигинка, Центральная, 2 и г.Анапа, с.Джигинка, ул.Заводская,3. а именно: г.Анапа, <адрес>): выполнить в полном объеме ремонтные и отделочные работы входного тамбура подъезда жилого дома, на первом этаже отштукатурить и окрасить поверхности стен коридоров, лестничных проемов, выполнить работы но отделке стен в квартирах первого этажа, установитъ (смонтировать) в квартирах санитарно-техническое оборудование (раковина, унитаз), квартиры оборудовать автономными пожарными извещателями, соединения жил электропроводки выполнить в соответствии с требованиям ПУЭ, произвести измерения величин переходного сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания, обеспечить расход воды из наружное пожаротушение здания, трубопровод, подводящий газ к бытовым приборам, оборудовать термочувствительными запорными устройствами клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100С.
г.Анапа, <адрес>): квартиры оборудовать автономными пожарными извещателями, соединения жил электропроводки выполнить в соответствии с требованиями ПУЭ, произвести измерения величин переходного сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления, провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания, обеспечить расход воды на наружное пожаротушение здания, трубопровод, подводящий газ к бытовым приборам, оборудовать термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100С, выполнить второй эвакуационный выход с третьего этажа здания.
В ходе судебного заседания помощник Анапской межрайонной прокуратуры по Краснодарскому краю Бакумов А.Е. заявил о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, по причине добровольного устранения ответчиками, выявленных нарушений, послуживших основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в суд.
Помощник прокурора в порядке ст.39 ГПК РФ просит суд принять данный отказ и прекратить производство по делу.
Представители ответчиков, явившиеся в судебное заседание, подтвердили, что все нарушения, изложенные в иске Анапским межрайонным прокурором Краснодарского края на день рассмотрения настоящего дела устранены в полном объеме, поддержали ходатайство о прекращении производства по делу.
В подтверждение доводов заявили о наличии соответствующих актов проверок уполномоченных органов, из содержания которых следует, что все нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в отношении многоквартирных жилых домов по адресу: Краснодарский край, г.-к.Анапа, с.Джигинка, ул.Центральная, 2 и ул.Заводская, 3 устранены в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, явившихся в судебное заседание, огласив и исследовав материалы дела суд полагает, ч то производство по делу подлежит прекращению.
В силу ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае если заявитель отказался от заявленных требований и отказ принят судом.
В результате того, что истец не поддерживает требования иска по причине исполнения ответчиками заявленных требований до вынесения по делу судебного решения, отказался от заявленных требований, отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц в связи с чем суд считает возможным принять отказ истца от иска, прекратив производство по делу.
Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, сторонам разъяснены и понятны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ Анапского межрайонного прокурора Краснодарского края от иска к Управлению образования администрации МО г.-к.Анапа, Янишогло Ф.Е., Администрации МО г.-к.Анапа об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в отношении многоквартирных жилых домов.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора Краснодарского края к Управлению образования администрации МО г.-к.Анапа, Янишогло Ф.Е., Администрации МО г.-к.Анапа об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в отношении многоквартирных жилых домов – прекратить.
Разъяснить участникам судебного разбирательства, что на основании ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 15 дней.
Председательствующий: