К делу 2-287/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
28 декабря 2011 года г-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Карпенко О.Н., при секретаре Сулименко Д.В., с участием заявителя Шевченко Н.П.,, представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Багмут Е.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевченко Н.П. о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 26.10.2011г. об отказе предоставить в аренду земельные участки и решения от 09.10.2011г. об отказе в продлении срока действия распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе», понуждении администрации муниципального образования города-курорта Анапа продлить действие распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратилась в суд с настоящими требованиями.
В обоснование указала, что в соответствии с требованиями ст.ст.30,31 ЗК РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ и на основании заявления ООО«БурГазИнвест» об утверждении материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта на земельном участке площадью 401,03 кв.м. по адресу : город-курорт Анапа Супсехское шоссе было вынесено распоряжение главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе», которым утверждены ООО«БурГазИнвест» материалы предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акт выбора земельного участка площадью 401,03 кв.м. по адресу: город — курорт Анапа, Супсехское шоссе. Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа обязано внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа. После издания указанного распоряжения через средства массовой информации информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка с адресными ориентирами: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе.
Распоряжением установлено, что в случае неосвоения земельного участка в течении трех лет настоящее распоряжение утрачивает силу. Контроль за исполнением распоряжения от 30.11.2007г. за № 3590-р возложен на заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом А.Н.Р.
16.02.2009г. Приказом за №110 Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа были утверждены границы и размеры земельных участков, расположенных по адресу: г.Анапа, шоссе Супсехское, 10а., площадью 159 кв. м. и земельного участка расположенного по адресу г.Анапа, шоссе Супсехское 14, площадью 242 кв. м.
Указанным приказом установлен вид разрешенного использования сформированных земельных участков, указанных в п.1 приказа — размещение мойки автотранспорта. Отдел земельных отношений обязан обеспечить представление заявки и необходимых документов в территориальный отдел по город-курорт Анапа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю для постановки сформированных земельных участков на государственный кадастровый учёт.
26.05.2010г. и.о.начальника УИО по г.-к.Анапа Ч.Л.Н. был согласован акт местоположения границ земельных участков, сформированы ГУП КК «Анапский земельный центр» межевые планы и отправлены в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю для постановки на кадастровый учет.
28.09.2010г. земельному участку площадью 159 кв. м. расположенному по адресу: г.Анапа, шоссе Супсехское, 10а. был присвоен кадастровый номер № земельному участку площадью 242 кв. м. расположенному по адресу: г.Анапа, шоссе Супсехское, 14 присвоен кадастровый номер №.
8.04.2011г. Управлением имущественных отношений земельный участок, площадью 159 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу г.Анапа, шоссе Супсехское, 10а. и земельный участок площадью 242 кв. м. с кадастровым номером № расположенный по адресу г.Анапа, шоссе Супсехское 14, были оформлены в муниципальную собственность.
09.06.2011г. ООО«БурГазИвест» обратилось в Управление имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа с заявлениями о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 159 кв. м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 242 кв. м. с кадастровым номером №
26.10.2011г. Управление имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа официальным письмом за №27.02-9707 отказало ООО «БурГазИнвест» предоставить вышеуказанные земельные участки в аренду, со ссылкой на ст.31 ЗК РФ, то есть решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течении 3 лет.
Исходя из изложенного и в соответствии с законом ООО «БурГазИнвест» 01.11.2011г. обратилось в Управление имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа с заявлением продлить на 3 года действие распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе», так как установленный трехгодичный срок не является пресекательным и подлежит продлению с учетом конкретных обстоятельств.
Однако письмом от 09.11.2011г. за № 27.02-10131 Управление имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа ответило отказом, ссылаясь на ст.31 ЗК РФ и на отсутствие правовых оснований для продления срока действия распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе».
Так как отказ Управления имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа о продлении срока распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р и отказ от заключения договоров аренды на земельные участки нарушают права и законные интересы заявителя, то заявитель Шевченко Н.П. будучи представителем законных прав и интересов ООО«БурГазИнвест» обращается в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, просила суд признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 26.10.2011г. об отказе предоставить в аренду земельные участки и решение от 09.10.2011г. об отказе в продлении срока действия распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе».
Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Анапа продлить действие распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе» сроком на три года с момента вступления решения Арбитражного суда Краснодарского края в законную силу, с последующим предоставлением ООО «БурГазИнвест» земельного участка площадью 159 кв. м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 242 кв. м. с кадастровым номером № в аренду на 49 (сорок девять) лет.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Багмут Е.Н. при рассмотрении заявления возражала против его удовлетворения, пояснив, что не видит законных оснований для признания обжалуемых актов незаконными.
Выслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 13 ГК РФ, п.6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N6/8 основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно требованиям ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.В соответствии с положениями ст.30 ЗК РФ предусмотрено два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п.5 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ.
В соответствии со ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу п.8 ст.31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Установлено и материалами дела подтверждается, что в течение трехлетнего срока указанные в распоряжении главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р действия совершены не были.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с предоставленными в дело доказательствами, представитель ООО «БурГазИнвест» обоснованно указывает на то, что абзац 3 пункта 8 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ), предусматривающий, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта ЗК РФ не предусмотрена, то вопросы: необходимо ли юридическому лицу обратиться с заявлением о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в пределах срока его действия или он вправе осуществить данное действие и после истечения данного срока; является ли истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта пресекательным обстоятельством для фактической возможности его продления; необходимо ли по истечении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обращении юридического лица с заявлением о продлении его действия обосновывать уважительность причин его пропуска – ЗК РФ не урегулированы.
Проанализировав приведенные нормы ЗК РФ, абзац 3 п.8 ст.31 ЗК РФ и в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ, в соответствии с которым в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков, - также не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В материалы дела представлены доказательства того, что невыполнение заявителем в пределах срока предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренного распоряжением от 30.11.2007г. за № 3590-р, по формированию земельного участка и осуществлению его кадастрового учета обусловлено бездействием заинтересованного лица. При этом, установленный трехгодичный срок не является пресекательным и подлежит продлению с учетом конкретных обстоятельств дела.
Представитель Администрации муниципального образования г.-к.Анапа кроме ссылки на отсутствие в земельном законодательстве нормы, предусматривающей возможность продления названного срока, не привела в обоснование своих возражений иных доводов о наличии препятствий для завершения процедуры предоставления земельных участков.
В соответствии с ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта одному лицу без учета того обстоятельства, что в отношении соответствующего земельного участка ранее принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта иному лицу нарушает нормы ст. 30, 31 ЗК РФ, предусматривающих, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Обществом были полностью выполнены требования, установленные ст.30 ЗК РФ, касающиеся порядка предоставления земельных участков, а именно за счет личных средств Общество выполнило ряд мероприятий для получения заключений и осуществления согласования места размещения объекта, направило проект границ земельного участка вместе с градостроительным обоснованием места размещения объекта в уполномоченные учреждения и организации: вуправление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю; ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа;ТО УФАКОН по Краснодарскому краю; территориальное агентство по недропользованию (территориальное агентство "Краснодарнедра"); в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей департамента культуры Краснодарского края; в государственную инспекцию безопасности дорожного движения УВД Анапского района; в управление федеральными автомобильными дорогами по Краснодарскому краю; в Краснодарское краевое государственное учреждение "Краснодаравтодор"; провело межевание земельных участков площадью 159 кв. м. и 242 кв. м.; поставило на кадастровый учет.
Таким образом, представитель ООО «БурГазИнвест» полагается на суд, который всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установит фактические обстоятельства и даст им надлежащую правовую оценку, придёт к обоснованному выводу о неправомерности действий Управления имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа, выразившихся в отказе продлить срок действия распоряжения от 30.11.2007г. за № 3590-р по причине того, что процедура продления указанного акта действующим законодательством не предусмотрена и выразившихся в отказе заключить договора аренды земельных участков, что нарушает законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Шевченко Н.П. – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 26.10.2011г. об отказе предоставить в аренду земельные участки и решение от 09.10.2011г. об отказе в продлении срока действия распоряжения главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе».
Обязать Администрацию муниципального образования г.-к.Анапа продлить действие распоряжения главы муниципального образования г.-к.курорт Анапа от 30.11.2007г. за № 3590-р «Об утверждении ООО «БурГазИнвест» материалов предварительного согласования места размещения мойки автотранспорта и акта выбора земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, Супсехское шоссе» сроком на три года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, с последующим предоставлением ООО «БурГазИнвест» земельного участка площадью 159 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 242 кв.м. с кадастровым номером № в аренду на 49 (сорок девять) лет.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судебного решения в окончательной форме.
Председательствующий: