Решение по заявлению Копылова О.Г. к администрации МО г.-к. Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Мо г-кАнапа об обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разреш



2 – 2035 \ 2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

28 июня 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Пашкановой О.В.

с участием представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Копылова О. Г. к администрации муниципального образования город- курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Анапа об обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешительного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

Копылов О.Г. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования город- курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Анапа об обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешительного использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что он обратился с заявлением на имя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Маяковского, <адрес> общей площадью 1 000 кв. м., с кадастровым номером , с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на другой вид разрешенного использования - « строительство многоквартирного жилого дома».

Данный земельный участок принадлежат ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 августа 2011года.

4 июня 2012 года ему был направлен ответ за исходящим номером 17-07.995. Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа возражает изменить вид пользования земельным участком, так как им не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки; решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка в случае изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению; согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки.

В связи с приведенными замечаниями ему было предложено выступить в администрации соответствующего муниципального образования с предложением о подготовке им документации по планировке территории города, либо возвратиться к вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков после принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, изменить вид разрешенного использования земельных участком в соответствии с градостроительным регламентом.

Заявитель указывает, что отказ нарушает его права, поскольку не разрешает по существу ее обращение, поданное в орган местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков, налагает на него, не предусмотренное законом дополнительное бремя на осуществление несвойственных функций. Формальный отказ в удовлетворении требований, является бездействием администрации города, выразившееся в уклонении от рассмотрения его заявления по существу, в связи с чем его следует признать незаконным и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа удовлетворить его просьбу минуя процедуру публичных слушаний.

В судебном заседании представитель заявителя и представитель заинтересованного лица Степанова К.А. требования поддержали, приведя те же доводы.

Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа, требования не поддержала, сославшись на то, что нет утвержденного проекта планировки территории.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку стороны против этого не возражали.

Проверив материалы дела, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что заявитель обратилась с заявлением на имя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Маяковского, <адрес> (кадастровый номер ) с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на другой вид разрешенного использования - «строительство многоквартирного жилого дома».

Данный земельный участок принадлежат ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 августа 2011 года.

4 июня 2012 года ему был направлен ответ за исходящим номером 17-07.995 о том, что Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа возражает изменить вид пользования земельным участком, так как им не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки; решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка в случае изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению; согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. Такого проекта не представлено.

Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Как следует из положений стать 7 Земельного кодекса РФ целевое назначение земельных участков определяется исходя из принадлежности земельных участков к той или иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.д.). Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:

зоны застройки индивидуальными жилыми домами,

зоны застройки малоэтажными жилыми домами,

зоны застройки среднеэтажными жилыми домами,

зоны застройки многоэтажными жилыми домами,

зоны жилой застройки иных видов.

При этом согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в границах жилых зон закон не запрещает размещение объектов, связанных с проживанием граждан, к каковым могут относится в том числе многоквартирные дома.

Принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что позволяет суду сделать вывод о том, что изменение данного вида разрешенного использования на испрашиваемый – многоквартирный жилой, не будет противоречить его территориальной зоне.

Ссылка управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в своем отказе на то, что для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка необходимо подготовить и утвердить проект планировки территории несостоятельна ввиду следующего.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. При этом согласно статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относятся исключительно к вопросам местного значения городского округа.

Из изложенного следует, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, а также проектов планировки территории является обязанностью органов местного самоуправления городского округа, а не отдельно взятого гражданина - собственника земельного участка. Так, из смысла статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.

Как следует из материалов дела, а также не оспаривается заинтересованным лицом, с заявителем договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории не заключался, в связи с чем возложение на заявителя обязанности по подготовке документации по планировке территории (проекта планировки территории) либо обязанности выступления с предложением о подготовке такой документации является незаконным.

Тот факт, что органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа до настоящего времени не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки, а также не выполнены и не утверждены проекты планировки территорий, не является основанием для отказа заявителю в реализации его права на свободное использование своего имущества, в том числе права на выбор вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с целью осуществления дальнейшего строительства на данном земельном участке. В данном случае суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления по выполнению возложенных на него действующим законодательством полномочий не должно нарушать права и законные интересы граждан, в связи с чем отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в изменении вида разрешенного использования земельного участка является неправомерным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 258 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа при рассмотрении заявления заявителя от 4 июня 2012 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «для индивидуального жилищного строительства» на другой вид разрешенного использования -«строительство многоквартирного жилого дома».

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа признать измененным вид разрешенного использования принадлежащего Копылову О. Г. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский края, город-курорт Анапа, ул. Маяковского, <адрес> с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на другой вид разрешенного использования «строительство многоквартирного жилого дома» без применения процедуры публичных слушаний.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий: