2-1454 \ 2012
Р Е Ш Е Н И Е
\ заочное \
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
02 июля 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Гаспаряну Е. Р. о сносе самовольного строения,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования город- курорт Анапа обратилась в суд с иском к Гаспаряну Е.Р. о сносе самовольного строения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что отделом градостроительной инспекции управления муниципального контроля администрации муниципального образования г.-к.Анапа в результате проведенного обследования на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа установлено, что Гаспарян Е.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 302 кв.м. по адресу: г.Анапа, с.Витязево, ул.Македонского/Юбилейная, <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке ответчик ведет самовольное строительство двух капитальных зданий: капитальное здание, размером 10,2 м. х 10,2 м., площадью застройки 104 кв.м., на момент обследования первый этаж возведен полностью, производятся работы по устройству стен второго этажа; капитальное одноэтажное с мансардным этажом здание размером 6,2 м. х 8,0 м., площадью застройки 55 кв.м., на момент обследования возведены первый и мансардный этажи, ведутся работы по устройству опалубки армированного пояса мансардного этажа.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
В силу ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Вместе с тем, органом местного самоуправления разрешение на строительство спорного объекта в установленной законом форме ответчику не выдавалось.
Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией в акте обследования от 20.03.2012г.
Более того, в соответствии со статьями 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство такого объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.
Однако, в данном случае ответчиком нарушено требование указанной нормы права, а именно утвержденная в установленном законом порядке проектная документация также отсутствует.
Согласно пункту 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются: создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание постройки без получения на это необходимых разрешений; если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В данном случае ответчиком допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорного объекта. Кроме того, в данном случае не представлено сведений о соответствии спорного объекта требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».
В статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно- санитарной охраны. Земельный кодекс Российской Федерации также лечебно-оздоровительные местности и курорты относит к особо охраняемым территориям (статья 96).
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 «О федеральном курортном городе Анапа» району курорта Анапы в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапы и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с п.7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Вместе с тем, ответчиком не было предоставлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, следовательно, в данном случае существенно нарушены положения ст. ст.51, 49 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-Ф3, статьей 7 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 № 77, Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов осуществляет орган местного самоуправления в границах территории которого находится застраиваемый земельный участок, следовательно.
Ссылаясь на приведенное истец просит обязать ответчика осуществить снос неоконченного строительством капитального здания, размером 10,2 м х 10,2 м, площадью застройки 104 кв.м., и неоконченного строительством капитального одноэтажного с мансардным этажом здания, размером 6,2 м х 8,0 м, площадью застройки 55 кв.м расположенных по адресу: г.Анапа, с.Витязево, ул. Македонского\Юбилейная, <адрес>
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, приведя те же доводы.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился без уважительных на то причин, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в заочном судебном заседании.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться пристройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная пристройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном \ бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Форма разрешения на строительство (реконструкцию) утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Ответчик разрешение на строительство указных объектов не получал.
Из заключения проведенной по делу строительно–технической экспертизы следует, что капитальное одноэтажное здание с мансардным этажом размером 6,2 м х8,0 м, площадь застройки не исследовалось, поскольку расположено на соседнем участке, не принадлежащем ответчику.
Из материалов дела следует, что ответчик на указанном выше земельном участке без получения в установленном порядке разрешительной и проектной документации осуществил строительство капитального здания, размером 10,2 м х 10,2 м, площадью застройки 104 кв.м.
Исходя из приведенной нормы закона суд приходит к выводу, что спорное строение, является самовольной постройкой, так как возведено без получения в установленном порядке проектной и разрешительной документации.
Согласно статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Указанные положения закреплены и в статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Из заключения проведенной по делу строительно –технической экспертизы следует, что возведенное ответчиком неоконченное строительством капитальное задание, расположенное по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, пос. Витязево, ул. Македонского\Юбилейная, <адрес>, является одноэтажным жилым домом, и не удовлетворяет требованиям СанПин, градостроительным и пожарным требованиям, за исключением требований СНиП, не чинит препятствий в пользовании земельными участками и расположенными на них строениями смежным землепользователям, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, обвалом не грозит.
Суд полагает, что указанное заключение может быть положено в основу решения суда, поскольку выводы эксперта мотивированы, содержат ссылки на нормативные акты, заключения дано специалистом высокой квалификации с достаточным стажем работы.
Приведенное свидетельствует о том, что строение возведено без получения разрешения на строительство и проектной документации, без соблюдения градостроительных, санитарных и пожарных требований.
Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в акте обследования от 20.03. 2012 года
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10\22 от 29 апреля 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности на самовольную постройку», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, к получению которых, лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало надлежащие меры.
Материалами дела подтверждено, что ответчик не принимал мер к получению разрешения на строительство.
Поскольку право собственности на указанную постройку не может быть признано за ответчиком, постройка является самовольной, она подлежит сносу за счет средств ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Гаспаряна Е. Р. осуществить снос самовольно возведенного неоконченного строительством капитального здания, размером 10,2 м х 10,2 м, площадью застройки 104 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, пос. Витязево, ул. Македонского\Юбилейная, <адрес>, в остальной части требований отказать.
Определение судьи Анапского городского суда от 27 апреля 2012 года о наложении ареста в виде запрета Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии производить государственную регистрацию права объекта недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, пос. Витязево, ул. Македонского\Юбилейная, <адрес> и в виде запрета Гаспаряну Е. Р. и другим лицам производить любые строительно-монтажные работы на земельном участке по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, пос. Витязево, ул. Македонского\Юбилейная, <адрес>, по исполнению решения суда отменить, арест снять.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца через Анапский городской суд либо отменено Анапским городским судом в течение семи суток с момента получения ответчиком копии решения суда.
Председательствующий: