К делу №2-1627/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
7 июня 2012г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующей Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В.,
с участием представителя Администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Хан О.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2011г., представителя заявителя Тихолаз О.В. – Тютеревой Т.А., действующей на основании доверенности от 16.05.2012г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихолаз О.В. о признании незаконным и отмене отказа Администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.02.2012 года о предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации МО г.-к.Анапа передать Тихолаз О.В. земельный участок в собственность за плату
УСТАНОВИЛ:
Тихолаз О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.02.2012 года о предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации МО г.-к.Анапа передать Тихолаз О.В. земельный участок в собственность за плату.
В обоснование заявленного требования указывает, что 3.02.2012 года он обратился в Администрацию муниципального образования г.-к.Анапа с заявлением (вход.№ 357 от 06.02.2012 г.), в котором просил предоставить ему за плату земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 133 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для строительства социальной производственной аптеки и службы медтехники, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Анапа, ул.Промышленная, 13«в» за 2,5 % кадастровой стоимости.
На вышеуказанном земельном участке расположено помещение № 2, 5-17 аптеки-магазин литер 3, назначение: нежилое, общей площадью 211,6 кв.м., Литер: 3, принадлежащее заявителю на праве собственности, на основании Договора купли-продажи недвижимости от 30.07.2007 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2007 года №, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.08.2007 года сделана запись регистрации №.
Свою позицию заявитель основывал на ст.2 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (в редакции ФЗ от 12.12.2011 года№427-ФЗ).
В письме от 27.02.2012 года направленном Администрацией муниципального образования в лице заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа № 455/12-01.04-06 заявителю отказано в выкупе вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 22.09.1994 № 1954 району курорта Анапа придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 года № 591-р территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Тихолаз О.В. считает отказ администрации муниципального образования город-курорт Анапа незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно позиции Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю исключительно к федеральной собственности относятся не любые, а именно, «охраняемые или особым образом используемые природные объекты», в том числе курорты, имеющие общереспубликанское значение.
Из текста постановления Верховного суда РФ следует, что курорты республиканского значения отнесены к федеральной собственности именно как природные объекты, а не как муниципальные образования в своих границах. Курорт представляет собой освоенную и используемую в лечебно-профилактических целях особо охраняемую природную территорию, располагающую природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. По этому правовой режим курортов федерального значения, расположенных на территории муниципального образования, нельзя распространять на всю территорию муниципального образования город-курорт Анапа.
Следует также отличать Анапский курортный регион как курорт федерального значения от муниципального образования город-курорт Анапа, их границы не совпадают. Согласно действующего законодательства курортный регион (район) - это территория с компактно-расположенными на ней курортами объединённая общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны. В свою очередь, округ санитарной (горно-санитарной) охраны есть особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Как следует из закреплённого в законе определения, курортный регион (район) может представлять собой только определённую часть территории муниципального образования, объединённую общим округом санитарной охраны, а не границей муниципального образования.
Курортный регион - это совокупность нескольких курортов, компактно расположенных в непосредственной близости друг от друга. Помимо курортных зон в Анапе, как и в любом муниципальном образовании, имеются жилые и производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, которые не могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, исключительно к федеральной собственности могут быть отнесены не все земли расположенные в границах муниципального образования, а только те земельные участки, которые отведены под курорты, расположенные в особо охраняемых природных территориях.
Город-курорт Анапа нужно рассматривать как субъект права, а не как особо охраняемый природный объект. Кроме того, как следует из Перечня особо охраняемых природных территориях (природных объектов) побережья Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение утверждённого распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. №591-р, к числу особо охраняемых природных территорий относится не вся территория города-курорта Анапа, а только территория курортов и рекреационных зон в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта Анапы. В перечне видов курортов закреплённых в ФЗ РФ от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» отсутствует понятие «город-курорт» как единая особо охраняемая природная территория в границах муниципального образования.
Кроме того, в городе-курорте Анапа разработан генеральный план застройки территорий, в котором бы четко были определены зоны земельных участков, а также определена их категория. Также в кадастровом паспорте земельного участка, который я просил выкупить, не указано, что он является особо охраняемой природной территорией, а также на него не наложено никаких ограничений или обременении.
В связи, с чем заявитель просит суд признать незаконным и отменить отказ Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27 февраля 2012 года №455/12-01.04-06 о предоставлении в собственность земельного участка. Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа передать в собственность Тихолаза О.В. за плату за 2,5 % кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 133 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для строительства социальной производственной аптеки и службы медтехники, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Промышленная, 13 «в».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального образования город-курорт Анапа требования представителя заявителя не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа требования представителя заявителя также не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 36 Земельного кодекса РФ в пункте 1 определяет исключительное право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приватизацию соответствующих земельных участков.
В целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка, занимаемого принадлежащими заявителем строением, последний обратился с заявлением от 3.02.2012 года о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом от 27.02.2011 №455/12-01-04-06 администрация муниципального образования город-курорт Анапа сообщила Тихолазу О.В. о невозможности передачи земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения и не может быть предоставлен в собственность, а только на условиях аренды.
Заявитель, считая, что отказ управления противоречит требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, занятого принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, обратился в суд.
По смыслу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2007 серия № подтверждено право собственности Тихолаз О.В. в отношении помещения №2, 5-17 аптеки-магазина литер З, назначение нежилое, общей площадью 211,6 кв.м., литер З, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.-к.Анапа, ул.Промышленная, д.13.
Земельный участок по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.-к.Анапа, ул.Промышленная, д.13, принадлежит на праве собственности Администрации МО г.-к.Анапа.
Заявителем изготовлен кадастровый паспорт земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности строениями в целях последующего выкупа указанного земельного участка.
Суду предоставлен кадастровый паспорт земельного участка по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.-к.Анапа, ул.Промышленная, д.13в от 28.02.2011 года, а также справка от 2.04.2010 года №952 УАиГ Администрации Мо г.-к.Анапа, акт №584 и <данные изъяты>
На основании заявления Тихолаз В.В. муниципальным учреждением Управление архитектуры и градостроительства город-курорт Анапа выполнены работы по уточнению и присвоению почтового адреса.
Согласно адресному плану муниципального образования город-курорт Анапа, земельному участку с расположенным на нем зданием лит.«3», при условии оформления правоустанавливающих документов, будет присвоен адрес: г. Анапа, ул. Промышленная, 13в; помещению №2. 5-17 обшей площадью 211.6 кв.м. принадлежащему Тихолаз О.В.. при условии оформления правоустанавливающих документов, будет присвоен адрес: г. Анапа. ул. Промышленная. 13в. аптека «Озон».
Из ответа заместителя Главы муниципального образования г.-к.Анапа от 27.02.2012 года №455/12-01-04-06 следует, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа рассмотрено обращение Тихолаз О.В. о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 133 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Промышленная, 13 «в». В соответствии с Указом Президента РФ от 22.09.1994 Лг°1954 району курорта Анапа придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 года №591-р территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В следствие чего Тихолаз О.В. было предложено заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Из пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа данных в судебном заседании следует, что требования Тихолаз О.В. не основаны на законе поскольку в силу пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли курортов. На основании пункта 2 статьи 27 ЗК РФ указанные земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Согласно «Схемы использования рекреационных и территориальных ресурсов курорта Анапа» (корректура генплана 1980 года) разработанной институтом проектирования городов «Гипрогор» (25.10.1992 г. № 0005г. Москва) и утвержденной решением Анапского городского Совета народных депутатов 16.06.1993 г.,(документ имеют статус действующего) участок по адресу г. Анапа, ул.Промышленная, 13«в» расположен на особо охраняемой природной территории.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс) граждане, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи участка и направляет его заявителю с предложением о заключении.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее- Закон о приватизации) отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 15 Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Пункты 2, 5 статьи 27 Кодекса определяют, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно п.5 статьи 31 Закона об особо охраняемых природных территориях и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 №1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 №45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона.
Указывая на незаконность отказа в передаче земельного участка в собственность, представитель заявителя указывает на то, что спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, что прямо следует из кадастрового паспорта земельного участка от 28.02.2011 №2343/12/11-71567.
Одновременно с этим, из пояснений представителя управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в городе-курорте Анапа.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (статья 85 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, Земельный кодекс РФ определяет возможность включения в границы населенных пунктов земельных участков, с режимом особой охраны.
Письмо Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю из которого следует, что границы округа охраны курорта Анапа установлены, но не утверждены и сведения о них не внесены в государственный кадастр недвижимости, само по себе не свидетельствует о расположении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102032:7 за пределами границ округа санитарной охраны курорта.
В тоже время Земельный кодекс устанавливает возможность включения в границы земель населённых пунктов земельных участков с режимом использования, установленным статьями 94–100 Кодекса. При таких обстоятельствах сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером № в границах курорта федерального значения обуславливает его отнесение с особо охраняемым природным территориям.
Принимая во внимание обстоятельство, согласно которому земельный участок, являющийся материальным объектом спорного правоотношения, входит в границы муниципального образования город-курорт Анапа, а как следует из приведенных выше нормативных актов регулирующих отношения по определению статуса земель особо охраняемых природных территорий, внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта, в связи с этим отсутствие сведений о том, что участок находится в зоне округа санитарной охраны, не является основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Для принятия судом решения о признании действий государственного органа недействительными необходима совокупность двух условий - несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов физического лица (п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из этого, для признания недействительным ненормативного акта органа исполнительной власти необходимо подтвердить нарушение закона при рассмотрении заявления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, а также нарушение прав заявителя отказом в государственной регистрации.
Материалами дела подтверждено обстоятельство отнесения спорного земельного участка к особо охраняемым природным территориям, в связи с чем, отказ в передаче его в собственность заявителя не противоречит положениям Федерального законодательства, поэтому требование о признании незаконным действий органа местного самоуправления, выразившееся в отказе Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Тихолаз О.В. требований о признании незаконным и отмене отказа Администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.02.2012 года о предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации МО г.-к.Анапа передать Тихолаз О.В. земельный участок в собственность за плату - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 30 дней.
Председательствующий: