К делу № 2-352/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
16 января 2012 года г-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Карпенко О.Н., при секретаре Сулименко Д.В., с участием главного государственного санитарного врача по городу-курорту Анапа Медведевой Л.В., эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа Шумской О.А., действующей на основании доверенности от 16.01.2012г., представителя ОАО «Анапа Водоканал» Лысенко Ю.Г., действующего на основании доверенности, представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Хан О.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Краснодарскому краю к Открытому акционерному обществу «Водоканал» о защите прав неопределенного круга потребителей при оказании услуг водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Главный государственный санитарный врач по городу-курорту Анапа Медведева Л.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Водоканал» о защите прав неопределенного круга потребителей при оказании услуг водоснабжения. В обоснование исковых требований указала, что в течение 2010-2011 годов в Территориальный отдел Роспотребнадзора по г.-к.Анапа неоднократно поступали обращения граждан на качество питьевой воды поступающей из водопровода, которая в свою очередь поступает в водопроводные сети из артезианского источника питьевого водоснабжения с.Су-Псех, находящегося на территории муниципального образования г-к.Анапа и переданного МУП «Водоканал». 10.02.2010 года в адрес ТО Роспотребнадзора по г-к. Анапа, поступило обращение граждан проживающих в п. Су-Псех, улицы Советская, Виноградная, Чкалова на качество питьевой воды поступающей из водопроводных сетей. На основании данного обращения Главным государственным санитарным врачом по г-к. Анапа, было подписано распоряжение от 09.03.2010г. № 90р-35-2010 о проведение внеплановой выездной проверки юридического лица (МУП«Водоканал» - ОАО «Водоканал»). При проведении проверки Анапскому филиалу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» было дано предписание №50 от 15.03.2010г. о проведении лабораторных исследований проб питьевой воды из разводящей сети частных домовладений с целью оценки соответствия качества питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. По результатам лабораторных исследований установлено, что:
- вода питьевая по содержанию нитратов не отвечает гигиеническим нормативам, при допустимой концентрации в питьевой воде нитратов 45,0 мг/дмЗ, фактическое содержание нитратов 63,72±9,56 мг/дм3 (ул.Советская, ул. Чкалова, ул. Виноградная, ул. Лермонтова);
по содержанию железа не отвечает гигиеническим нормативам, при допустимой концентрации в питьевой воде железа 0.3(1.0) мг/дм3, фактическое содержание железа 0.47±0.12 мг/дм3; по органолептическим показателям, а именно по мутности не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель 3,52 при норме 1.5 (ул. Лермонтова, ул. Чкалова); по показателю общая жесткость не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель 9.76 при норме 7.0 (ул. Советская, ул. Чкалова, ул. Виноградная, ул. Лермонтова); по микробиологическим показателям, а именно ОКБ не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель ОКБ - 21 КОЕ в 100 мл, при норме - отсутствие (ул. Чкалова - дважды).
По результатам проведенной проверки были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ и дано предписание об устранении выявленных нарушений.
Однако, 22.04.2011 года в ТО Роспотребнадзора по г-к Анапа, вновь поступает коллективное обращение жителей п. Су-Псех улицы Советская, Виноградная на качество питьевой воды поступающей из водопровода.
При проведении повторной проверки вновь были выявлены нарушения в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, связанные с повышенным содержанием нитратов в питьевой воде, а именно:
- по санитарно-химическим показателям исследуемая питьевая вода не отвечает санитарным требованиям: при допустимой концентрации в питьевой воде нитратов 45,0 мг/дм3, фактическое содержание нитратов 63,72±9,56 мг/дм3; при нормируемой жесткости 7,0 ммоль/дм3, фактическая жесткость исследуемой питьевой воды 9,70±1,46 ммоль/дм3. Ответственное за нарушение лицо - МУП «Водоканал» г-к. Анапа (ОАО «Водоканал»).
В связи с чем, просит суд обязать ОАО «Водоканал» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении водоснабжения п.Су-Псех, а именно снизить содержание нитратов в питьевой воде подающейся в разводящей сети жителям поселка до норм установленных требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа - главный государственный санитарный врач по городу-курорту Анапа Медведева Л.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении отказать, мотивируя тем, что на баланс МУП г-к.Анапа «Водоканал» на праве хозяйственного ведения были переданы полностью разрушенные объекты водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов. На момент передачи износ сетей составил от 80 до 100%. С 2006 года МУП г-к.Анапа «Водоканал» неоднократно выходил с инициативой в Совет Депутатов МО г-к.Анапа и администрацию МО г-к.Анапа о включении мероприятий в целевые программы «Водоснабжение и водоотведение сельских населенных пунктов МО г-к.Анапа» по проведению сельских водозаборов до требований СаНПиН 2.1.4.1110-02-02 и СаНПиН 2.1.4.1074-01. На что был получен ответ о рассмотрении вопроса о включении мероприятий по доведению содержания нитратов и солей жесткости в питьевой воде подземных и капитальных источников водоснабжения до требований СаНПиН на 2013-2015годы при формировании муниципальной целевой программы водоснабжения и водоотведения.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - Администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Хан О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд, иск, заявленный в интересах населения г.-к.Анапа, удовлетворить.
Заслушав доводы участников судебного разбирательства, огласив и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
С учетом ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, а также обращаться в суды с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004г. № 154. Федеральная служба находится в подчинении министерства здравоохранения и социальной развития РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Краснодарского края служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, в состав которого входит Территориальный отдел Роспотребнадзора по городу-курорту Анапа, который в своей деятельности руководствуется Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа, утвержденного Приказом Управления Роспотребнацзора по Краснодарскому краю № 264 от 07.08.2006г.
В соответствии с п. 8.4,6 положения о Территориальном отделе Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа: Территориальный отдел имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенно круга потребителей. Данное полномочие указано в ч.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». На основании вышеизложенного, Территориальный отдел является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.
Общие санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения указаны в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», конкретизированы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01: «3.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети».
В соответствии со ст. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
В соответствии с Постановлением главы муниципального образования город-курорт Анапа от 22.09.2005г. и приказом КУМИ г-к.Анапа от 21.10.2005г. № 200 с 01.01.2006 года, в связи с банкротством муниципальных предприятий, обслуживающих сельские системы водопровода и канализации, на баланс МУП города-курорта Анапа «Водоканал» на праве хозяйственного ведения были переданы объекты водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов в том числе и артезианский водозабор «Серебряный» с.Су-Псех.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 6.12.2011г. № 3509 был приватизирован имущественный комплекс муниципального унитарного предприятия города-курорта Анапа «Водоканал» путем преобразования муниципального унитарного предприятия города-курорта Анапа «Водоканал» в открытое акционерное общество «Анапа Водоканал».
В судебном заседании установлено, что 10.02.2010 года в адрес ТО Роспотребнадзора по г-к. Анапа, поступило обращение граждан проживающих в п. Су-Псех, улицы Советская, Виноградная, Чкалова на качество питьевой воды поступающей из водопроводных сетей.
Согласно распоряжения от 09.03.2010г. № 90р-35-2010 главного государственного санитарного врача по г-к. Анапа, было подписано проведение внеплановой выездной проверки юридического лица - МУП «Водоканал».
По результатам лабораторных исследований Анапским филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» с целью оценки соответствия качества питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», установлено, что:
- вода питьевая по содержанию нитратов не отвечает гигиеническим нормативам, при допустимой концентрации в питьевой воде нитратов 45,0 мг/дм3, фактическое содержание нитратов 63,72±9,56 мг/дм3 (ул.Советская, ул. Чкалова, ул. Виноградная, ул. Лермонтова), что является нарушением ст. 19 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.
- вода питьевая по содержанию железа не отвечает гигиеническим нормативам, при допустимой концентрации в питьевой воде железа 0.3(1.0) мг/дм3, фактическое содержание железа 0.47±0.12 мг/дм3 (ул.Лермонтова, ул.Чкалова), что является нарушением ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.
- вода питьевая по органолептическим показателям, а именно по мутности не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель 3,52 при норме 1.5 (ул. Лермонтова, ул. Чкалова), что является нарушением ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
- вода питьевая по показателю общая жесткость не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель 9.76 при норме 7.0 (ул. Советская, ул. Чкалова, ул. Виноградная, ул. Лермонтова), что является нарушением ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.
- вода питьевая по микробиологическим показателям, а именно ОКБ не отвечает гигиеническим нормативам, фактический показатель ОКБ - 21 КОЕ в 100 мл, при норме - отсутствие (ул. Чкалова - дважды), что является нарушением ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п.3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Выявленные отклонения по содержанию нитратов в питьевой воде являются опасными для жизни и здоровья граждан. Потому как нитраты являются санитарно- токсикологическим показателем 3-го класса опасности (опасный), превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) по нитратам может оказывать опосредованное влияние на состояние здоровья человека.
По результатам проведенной проверки уполномоченным должностным лицом – истцом были составлены протоколы об административном правонарушении № 8 от 18.03.2010г., № 9 от 18.03.2010г., № 10 от 18.03.2010г. и № 11 от 18.03.2010г. по статье 6.5 КоАП РФ и дано предписание об устранении выявленных нарушений.
22.04.2011 года в ТО Роспотребнадзора по г.-к.Анапа, вновь поступает коллективное обращение жителей п. Су-Псех улицы Советская, Виноградная на качество питьевой воды поступающей из водопровода.
На основании распоряжения, начальника ТО Роспотребнадзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе - курорте Анапа Медведевой Л.В., № 186р-35-2011 от 15 июня 2011г., была проведена проверка в отношении: Муниципального унитарного предприятия города-курорта Анапа «Водоканал». В соответствии с ч.5 ст. 10 Федерального закона № 294 от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данная проверка была согласованна с Анапской межрайонной прокуратурой.
При проведении проверки вновь были выявлены нарушения в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, связанные с повышенным содержанием нитратов в питьевой воде.
Согласно акта проверки №000186 ТО Роспотребнадзора по г-к. Анапа и протокола лабораторных исследований №40 от 23.05.2011г. Анапского филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» было выявлено нарушение, а именно:
- по санитарно-химическим показателям исследуемая питьевая вода не отвечает санитарным требованиям: при допустимой концентрации в питьевой воде нитратов 45,0 мг/дм3, фактическое содержание нитратов 63,72±9,56 мг/дм3; при нормируемой жесткости 7,0 ммоль/дм3, фактическая жесткость исследуемой питьевой воды 9,70±1,46 ммоль/дм3, что не соответствует требованиям п.п. 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевою водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
По смыслу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Согласно ч.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества установленная оплата подлежит уменьшению.
В соответствия с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03. 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе водой, применяются положения о договоре энергоснабжения.
По смыслу ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом знергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
В данном случае, в действиях ОАО «Анапа Водоканал» усматривается систематическое несоблюдение действующих правил и норм, что является недопустимым, поскольку может привести к массовым заболеваниям граждан, пользующихся питьевой водой поступающей из артезианского источника «Серебряный» п. Су-Псех и способствовать причинению вреда их жизни и здоровью, а следовательно нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и имущества, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Анапа Водоканал» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении водоснабжения п.Су-Псех, а именно: снизить содержание нитратов в питьевой воде подающейся в разводящей сети жителям поселка до норм установленных требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Решение может быть обжаловано в Краснодарском краевом суде через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.
Председательствующий: