Решение по заявлению Зеннуровой М.А., Огонянц К.М. об обжаловании отказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в собственность земельного участка



Дело №2-1752/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

08 июня 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Слановой А.В.,

с участием представителя истца Янель Н.Н.,

представителя заинтересованного лица – Хан О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зеннуровой М. А., Огонянц К. М. об обжаловании отказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в собственность земельного участка,

у с т а н о в и л :

Зеннурова М.А., Огонянц К.М. обратились в суд с заявлением об обжаловании отказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указали, что Огонянц К.М. является собственником недвижимого имущества – Корпус №3, а Зеннурова М.А. является собственником недвижимого имущества – Корпус№1 и Корпус№2, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, 11.

Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке общей площадью 3 340 кв.м. с кадастровым номером , предназначенного для размещения базы отдыха, который на основании договора аренды, заключенного между заявителями и управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, принадлежит заявителям на праве аренды.

25 апреля 2012 года заявители обратились в адрес Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за плату данного земельного участка.

Однако, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа письмом № 27.02-4204 от 16.05.2012 года отказало заявителям в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на то, что указанный земельный участок не подлежит приватизации, так как отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.

С указанным отказом заявители не согласны, считают его незаконным и нарушающим их права и законные интересы, в связи с чем просят признать незаконным вышеуказанный отказ; обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставить в собственность за плату земельный участок общей площадью 3 340 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу, Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, 11, с кадастровым номером , предназначенный под базу отдыха.

В судебном заседании представитель заявителя Зеннуровой М.А. – Янель Н.Н., действующий на основании доверенности от 06.06.2012 года, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Заявитель Огонянц К.М. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, одновременно указала, что настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Хан О.В., действующая на основании доверенности, требования не поддержала, сославшись на то, что вышеуказанный земельный участок не подлежит приватизации, поскольку отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Огонянц К.М. является собственником недвижимого имущества – Корпус №3, а Зеннурова М.А. является собственником недвижимого имущества – Корпус№1 и Корпус№2, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, 11, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 23-АК от 03.10.2011 года, 23-АК и 23- от 19.09.2011 года.

Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке общей площадью 3 340 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0203002:80, предназначенном для размещения базы отдыха, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 25 октября 2010 года , копия которого имеется в материалах дела.

В судебном заседании установлено, что на основании соглашения от 22.07.2011 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка №3700003432 от 24.06.2008 года и договора от 17.04.2012 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №3700004227 от 28.07.2011 года заявители являются арендаторами спорного земельного участка.

В судебном заседании установлено, что заявители Огонянц К.М. и Зеннурова М.А. обратились в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ (под объектом недвижимости).

Однако, Управление имущественных отношений администрации город-курорт Анапа отказало заявителям в предоставлении в собственность данного земельного участка, со ссылкой на то, что указанный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность. Указанный отказ суд считает незаконным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно данных государственного земельного кадастра (кадастровый паспорт от 25.10.2010 года) спорный земельный участок относится к категории земель населенных.

Каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий заинтересованным лицом не предоставлено.

Так, в соответствии со ст.ст. 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Из вышеуказанного следует, что земли особо охраняемых природных территорий должны быть отделены от земель других категорий (земли населенных пунктов) границами и изъяты полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и оборота.

Однако, спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется.

30.01.1985 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».

При этом, в данном постановлении было указано, что границы зон округа санитарной охраны привязаны к условным точкам. Однако заинтересованным лицом не предоставлено доказательств наличия или вынесения в натуру условных точек или границ округа санитарной охраны г. Анапа, равно как и не предоставлено доказательств вхождения спорного земельного участка в границы зон округа санитарной охраны.

В последующем Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 району курорта Анапа был придан статус курорта федерального значения. Изданию данного Указа предшествовало издание Президентом РФ указа № 1470 от 06.07.1994 г. «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», которым была одобрена инициатива об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. При этом, Указом Президента №1470 от 06.07.1994г.

Правительству РФ было поручено провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам и утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий.

Однако, Указ Президента РФ №1470 от 06.07.1994 г. исполнен не был (за исключением п. 1 Указа, которым утвержден поименный, а не территориальный перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей).

Не был исполнен и Указ Президента РФ № 1954 от 22.09.1994 г. «О федеральном курортном регионе Анапа», которым предусматривалась необходимость решения вопроса об административно-территориальном устройстве федерального курортного региона Анапа, а также возлагалась обязанность на Правительство РФ по утверждению положения о федеральном курортном регионе Анапа, и разграничению прав собственности на объекты недвижимости в границах курорта.

В 1995 году был принят Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», которым было установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Пунктом 4 статьи 32 закона было установлено, что порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Таким образом, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» по вопросам порядка создания, утверждения и согласования границ округов санитарной охраны курортов отсылает к нормативно-правовому акту Правительства РФ в этой области, каковым является принятое 07.12.1996 г. постановление №1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», которым был определен порядок организации округов санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ округа санитарной и горно-санитарной охраны создаются в целях охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

В соответствии с п. 18 «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны», утвержденного постановлением Правительства № 1425 от 07.12.1996 г., установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Однако никакого акта, утверждающего границы округа санитарной охраны курорта Анапа, во исполнение постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425, принято не было.

При этом, постановление СМ РСФСР № 45 от 30.05.1980 г., содержащее условные точки привязки границ округа санитарной охраны курорта Анапа, разработанного ранее для функционирования г. Анапа как города Краевого подчинения, в соответствие с нормами действующего законодательства по состоянию на 1994-1996 годы приведено не было.

Таким образом по состоянию на сегодняшний день границы зон округа санитарной охраны курорта не разработаны и на местность не вынесены, а содержащиеся в постановлении СМ РСФСР № 45 от 30.05.1980 г. термины и понятия, в т.ч. условные точки привязки координат, не только не приведены в соответствие с действующим законодательством, но и нигде не отмечены и никому не переданы.

Таким образом, суд считает, что ссылки Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа на отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий являются необоснованными и ничем не подтвержденными.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как следует из материалов дела, в данном случае в нарушение вышеуказанной нормы права Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа не было принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений (действий, бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение, действие (бездействие).

В судебном заседании представителем заинтересованного лица не предоставлено доказательств законности принятого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Зеннуровой М. А., Огонянц К. М. об обжаловании отказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в собственность земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16 мая 2012 года №27.02-4204 в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, 11

Обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставить Зеннуровой М. А. и Огонянц К. М. в общую долевую собственность за плату, земельный участок общей площадью 3 340 кв.м. из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под базу отдыха, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, 11, путем заключения договора купли-продажи.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий: